Приложение № 1 к приказу от 17.04.2017г. № 76 "Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики при осуществлении федерального государственного пожарного надзора на территории Ненецкого автономного округа"

Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики при осуществлении федерального государственного пожарного надзора на территории Ненецкого автономного округа 

Общие положения

 

Анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ненецкому автономному округу (далее – Главное управление) включает вопросы правоприменительной практики соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты, принятии предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в области обеспечения пожарной безопасности, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.

Настоящим обзором обобщена и проанализирована деятельность Главного управления в области осуществления федерального государственного пожарного надзора, исходя из задач, установленных законодательством о пожарной безопасности, законодательством об административных правонарушениях, об организации контроля и защиты прав юридических лиц.

В соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69), постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (далее – постановление Правительства РФ № 290), приказа МЧС России от 06.08.2004 № 372 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации» Главное управление наделено полномочиями по осуществлению федерального государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности (далее - государственная функция)

Государственную функцию осуществляют следующие органы государственного пожарного надзора и должностные лица органов государственного пожарного надзора:

1. Главное управление, в лице:

1.1. Главного государственного инспектора Ненецкого автономного округа по пожарному надзору - начальника Главного управления.

1.2. Структурное подразделение Главного управления, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора – отдел надзорной деятельности и профилактической работы, в лице:

заместителя главного государственного инспектора Ненецкого автономного округа по пожарному надзору – заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы;

государственных инспекторов Ненецкого автономного округа по пожарному надзору - сотрудников отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления.

 

I. Правоприменительная практика организации и осуществления

федерального государственного пожарного надзора

 

При организации и осуществлении федерального государственного пожарного надзора на территории Ненецкого автономного округа органы государственного пожарного надзора руководствуются следующими нормативными правовыми актами:

Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294);

Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69);

Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»;

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (далее – постановление Правительства РФ № 290);

постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее-постановление Правительства РФ № 489);

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок»;

приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности» (далее – Административный регламент);

приказом МЧС России от 05.04.2012 N 176 «Об утверждении Перечня должностных лиц органов федерального государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Деятельность должностных лиц органов государственного пожарного надзора осуществляется в соответствии с:

ежегодными планами проведения проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

ежегодными планами проведения проверок органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

ежегодными планами проведения проверок объектов защиты и (или) территорий (земельных участков), правообладателями которых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели;

ежегодными планами проведения проверок объектов защиты и (или) территорий (земельных участков) физических лиц – правообладателей.

Указанные планы оформляются в соответствии с требованиями Федерального закона № 294, постановления Правительства РФ № 489, постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», и размещаются на официальном сайте Главного управления в сети интернет (http://83.mchs.gov.ru/dejatelnost/Nadzornaya_deyatelnost_i_profilaktichesk/Plany_provedeniya_proverok_i_ih_rezultat).

Плановые и внеплановые проверки в 2016 году и в 2017 году проводились в соответствии с положениями Федерального закона № 294, Федерального закона № 69, постановлением Правительства РФ № 290, Административным регламентом.

По состоянию за 4 квартала 2016 года ОНДПР ГУ МЧС России по Ненецкому АО запланировано проведение 89 плановых проверок, за АППГ данный показатель составил 223 запланированных плановых проверок, что на 60% ниже показателя 2015 года. За 4 квартала 2016 года проведено 100% плановых проверок, за АППГ данный показатель также составил 100%.

Возбуждено 85 дел об административных правонарушениях (160 за АППГ, - 46 %), в том числе в отношении физических лиц составлено 77 административных протоколов (128 за АППГ, - 39,8 %), в отношении юридических лиц составлено 8 административных протоколов (32 за АППГ, - 75 %).

По результатам рассмотрения материалов административных дел, государственными инспекторами по пожарному надзору назначено 46 административных штрафа (63 за АППГ, - 27 %)

За два месяца 2017 года проведено 9 проверок, (АППГ- 30, - 70%) из которых 4 плановых и 5 внеплановых проверок (АППГ – 30, - 29,2%).Выполнение плана проверок составило 100% (АППГ – 100%).

По итогам проверок вручено 9 предписаний (АППГ – 7, +28,6%).

Возбуждено 13 дел об административных правонарушениях (8 за АППГ, + 62 %).

По результатам рассмотрения материалов административных дел, государственными инспекторами по пожарному надзору назначено 2 административных штрафа (6 за АППГ, - 66,6 %).

 

Работа в Главном управлении с обращениями граждан организована и ведется в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции по работе с обращениями граждан в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС России от 31.03.2015 № 145.

Обращения граждан и юридических лиц, поступающие в Главное управление, регистрируются в соответствии с требованиями. Сроки и порядок рассмотрения поступающих обращений граждан, соблюдаются.

В 2016 году по вопросам нарушений требований пожарной безопасности Главным управлением рассмотрено 18 обращений.

Анализ поступивших обращений граждан, рассмотрение которых относится к компетенции органов государственного пожарного надзора, показывает, что наиболее распространенными вопросами являются:

а) неудовлетворительное противопожарное состояние жилых зданий и помещений, нарушение противопожарных разрывов земельных участков;

б) несоблюдение требований пожарной безопасности организациями и гражданами.

По результатам рассмотрения обращений 2 признано обоснованным (факты подтвердились).

Обращений на неправомерные действия (бездействие) должностных лиц органов ГПН от граждан не поступало.

Информация о номере единого «телефона доверия» постоянно размещается в сети Интернет. Вместе с этим, номер единого «телефона доверия» размещен на бланках писем отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления, информационных стендах отдела надзорной деятельности Главного управления.

Внедрение новых подходов к осуществлению надзорной деятельности предполагает замену мероприятий по контролю мерами разъясняющего, консультативного, обучающего характера, а также проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений требований в области пожарной безопасности.

Организация и проведение указанных мероприятий в 2017 году проводились в соответствии с «Программой профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории Ненецкого автономного округа на 2017 год.

Основными направлениями профилактической работы являются:

предупреждение нарушений населением и подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;

создание мотивации к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;

повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения;

снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты, и как следствие снижение издержек как контрольно-надзорных органов, так и подконтрольных субъектов;

повышение прозрачности системы государственного контроля (надзора) в целом и деятельности контрольно-надзорных органов Министерства;

сохранение эффективности контроля за соблюдением обязательных требований на подконтрольных объектах с учетом внедрения риск-ориентированного подхода в деятельность контрольно-надзорных органов Министерства;

разъяснение населению и подконтрольным субъектам системы обязательных требований, правил безопасного поведения в быту и при возникновении чрезвычайной ситуации, пожара;

развитие негосударственной оценки соответствия объектов, установленным требованиям посредством проведения независимого пожарного аудита и декларирования.

В 2016 году проведено поквартирных обходов жилищного фонда с целью обучения населения мерам пожарной безопасности, ЗНТЧС, ГО, всего – 2985.

Проинструктировано человек, всего- 7928 человек, из них 2033 неработающих.

Проведено 173 беседы на объектах государственной и муниципальной собственности, которыми охвачено 2212 человек.

Изготовлено и распространено наглядно-изобразительных материалов (памяток, листовок, и т.п.) – 3885 шт.

Принято участие в заседаниях КЧС и ОПБ - 27.

Направлено информаций в организации, органы власти - 3.

Проведено экскурсий с учащимися учебных заведений, воспитанниками дошкольных учреждений в подразделения ФГКУ - 15.

Проведено 104 занятия по отработке практических действий по эвакуации людей при пожарах, в том числе на объектах образования – 52.

Проведено 6 собраний и бесед с работниками ЖКХ, населением по вопросам профилактики пожаров и ЧС.

На постоянной основе принимается участие в заседаниях КЧС и ОПБ различного уровня. На данных заседаниях были рассмотрены вопросы предупреждения чрезвычайных ситуаций, связанных проведением паводка, летнего пожароопасного периода, сезонных мероприятий по подготовке к отопительному периоду и новогодними праздниками. В ходе проведения заседаний были рассмотрены и вопросы по профилактике чрезвычайных ситуаций.

 

II. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований

В ходе осуществления федерального государственного пожарного надзора установлено, что степень исполнения требований пожарной безопасности составляет 96%.

Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований определена Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федеральным законом № 69, Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 770 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пиротехнических изделий», постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»; постановлением Правительства РФ от 22.12.2009 N 1052 «Об утверждении требований пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий» и иными нормативными документами по пожарной безопасности.

Перечень нормативных правовых актов, содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативные документы по пожарной безопасности размещены на официальном сайте Главного управления в сети интернет: www.83.mchs.gov.ru.

Типичными нарушениями требования пожарной безопасности, выявляемыми в ходе осуществления федерального государственного пожарного надзора, являются нарушения, связанные с:

- возможной причиной возникновения пожара (на объекте защиты руководитель организации не обеспечил очистку горючих отходов, на объекте защиты в помещениях по окончании рабочего времени оставлены не обесточенными бытовые электроприборы, на объекте защиты светильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника, на объекте защиты допущена эксплуатация печей (других отопительных приборов) без противопожарных разделок (отступок) от горючих конструкций (предтопочных листов) изготовленных из негорючего материала установленных размеров и др.);

- обеспечением безопасности людей (на объекте защиты руководитель организации не назначил лицо, ответственное за пожарную безопасность, на объекте защиты с массовым пребыванием людей (с рабочими местами на этаже для 10 и более человек) руководитель организации не обеспечил наличие планов эвакуации людей при пожаре, на объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации не обеспечил наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, на объекте защиты руководитель организации не обеспечил проведение регламентных работ по техническому обслуживанию (планово-предупредительному ремонту) систем противопожарной зашиты (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией и др.);

- созданием условий для успешного тушения пожара (органами местного самоуправления поселений не созданы условия для целей пожаротушения (для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населённых пунктах и на прилегающих к ним территориях); на объекте защиты руководитель организации не обеспечил исправность источников наружного противопожарного водоснабжения, на объекте защиты руководитель организации не организовал проведение проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов и др.).

Внести в Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (ред. от 06.04.2016, с изм. от 18.08.2016) "О противопожарном режиме" положения регламентирующие требования к эксплуатации мангалов.

Работа с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Ненецком автономном округе осуществляется также в соответствии положением о Консультационном совете по решению проблемных вопросов субъектов малого и среднего предпринимательства и ежегодными планами мероприятий.

В 2016 году проведено 4 рабочих совещания по рассмотрению проблемных вопросов, возникающих у субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

В целом применение нормативных правовых актов Российской Федерации при организации и осуществлении федерального государственного пожарного надзора на территории Ненецкого автономного округа представляется обоснованным, эффективным и результативным.