Приложение № 2 к приказу от 17.04.2017г. № 76 "Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техноге

Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Ненецкого автономного округа

Общие положения

 

Анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ненецкому автономному округу (далее – Главное управление) включает вопросы правоприменительной практики соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, а также должностными лицами требований законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Настоящим обзором проанализирована и дана оценка деятельности Главного управления по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, исходя из задач, установленных законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательством об административных правонарушениях, об организации контроля и защиты прав юридических лиц.

В соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»  (далее – Федеральный закон № 68), постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1418 «О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – постановление Правительства РФ № 1418), Приказ МЧС России от 06.08.2004 № 372 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации» Главное управление наделено полномочиями по осуществлению федерального государственного надзора за выполнением требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - государственная функция).

Государственную функцию осуществляют следующие органы федерального государственного надзора в области защиты населенияи территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и должностные лица:

1. Главное управление, в лице:

1.1. Начальника Главного управления.

1.2. Структурное подразделение Главного управления, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – отдел надзорной деятельности и профилактической работы, в лице:

заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы;

должностных лиц отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления.

 

 I. Правоприменительная практика организации и осуществления федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

 

При организации и осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органы государственного пожарного надзора руководствуются следующими нормативными правовыми актами:

Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»;

Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. № 1418 «О государственном надзоре в области  защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее-постановление Правительства РФ № 489);

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. № 415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок»;

приказом МЧС России от 14.06.2016 № 323 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Административный регламент);

приказом МЧС России от 26.12.2014 № 731 «Об утверждении перечня должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

иными нормативными правовыми актами.

Деятельность должностных лиц осуществляющих государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с ежегодным планом проведения проверок объектов надзора.

Указанный план оформлен в соответствии с требованиями Федерального закона № 294, постановления Правительства РФ № 489 и размещен на официальном сайте Главного управления в сети интернет

(http://83.mchs.gov.ru/document/4931479).

Проверки в 2016 году проводились в соответствии с положениями Федерального закона № 294, Федерального закона № 68, постановлением Правительства РФ № 1418, Административным регламентом.

Должностными лицами отдела надзорной деятельности и профилактической работы за 2016 год проведено 3 внеплановые проверки, (АППГ – 0). Выполнение плана проверок составило 100% (АППГ – 100%).

По итогам проверок не выдавались.

За два месяца 2017 года плановых и внеплановых проверок в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Ненецкого автономного округа не проводилось.

Работа в Главном управлении с обращениями граждан организована и ведется в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции по работе с обращениями граждан в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС России от 31.03.2015 № 145.

В 2016 году обращений по вопросам нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не поступало.

Обращений на неправомерные действия (бездействие) должностных лиц органов федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций от граждан не поступало.

Информация о номере единого «телефона доверия» постоянно размещается в сети Интернет. Вместе с этим, номер единого «телефона доверия» размещен на бланках писем отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления.

Внедрение новых подходов к осуществлению надзорной деятельности предполагает замену мероприятий по контролю мерами разъясняющего, консультативного, обучающего характера, а также проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений требований в защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Организация и проведение указанных мероприятий в 2017 году проводится в соответствии с «Программой профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории Ненецкого автономного округа на 2017 год».

Основными направлениями профилактической работы являются:

предупреждение нарушений населением и подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;

создание мотивации к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;

повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения;

снижение административной нагрузки на подконтрольные объекты, и как следствие снижение издержек как контрольно-надзорных органов, так и подконтрольных объектов;

повышение прозрачности системы государственного контроля (надзора) в целом и деятельности контрольно-надзорных органов Министерства;

сохранение эффективности контроля за соблюдением обязательных требований на подконтрольных объектах с учетом внедрения риск-ориентированного подхода в деятельность контрольно-надзорных органов Министерства;

разъяснение населению и подконтрольным объектам системы обязательных требований, правил безопасного поведения в быту и при возникновении чрезвычайной ситуации, пожара.

 

В 2016 году проведено поквартирных обходов жилищного фонда с целью обучения населения мерам пожарной безопасности, ЗНТЧС, ГО, всего – 2985.

Проинструктировано человек, всего- 7928 человек, из них 2033 неработающих.

Проведено 173 беседы на объектах государственной и муниципальной собственности, которыми охвачено 2212 человек.

Изготовлено и распространено наглядно-изобразительных материалов (памяток, листовок, и т.п.) – 3885 шт.

Принято участие в заседаниях КЧС и ОПБ - 27.

Направлено информаций в организации, органы власти - 3.

Проведено экскурсий с учащимися учебных заведений, воспитанниками дошкольных учреждений в подразделения ФГКУ - 15.

Проведено 104 занятия по отработке практических действий по эвакуации людей при пожарах, в том числе на объектах образования – 52.

Проведено 6 собраний и бесед с работниками ЖКХ, населением по вопросам профилактики пожаров и ЧС.

 

На постоянной основе принимается участие в заседаниях КЧС и ОПБ различного уровня. На данных заседаниях были рассмотрены вопросы предупреждения чрезвычайных ситуаций, связанных проведением паводка, летнего пожароопасного периода, сезонных мероприятий по подготовке к отопительному периоду и новогодними праздниками. В ходе проведения заседаний были рассмотрены и вопросы по профилактике чрезвычайных ситуаций.

 

II Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований

 

Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований установлены Федеральным законом № 68, Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»; Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; Постановление Правительства РФ от 21.05.2007  № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя»; Постановление Правительства РФ от 01.03.1993 № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»; Постановление Правительства РФ от 10.11.1996 № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; Постановление Правительства РФ от 21.08.2000 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»; Постановление Правительства РФ от 15.04.2002 № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации»; Приказ МЧС РФ от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований»; Приказ МЧС РФ от 01.10.2014 № 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечении населения средствами индивидуальной защиты»; Совместный приказ МЧС РФ, Мининформсвязи России, Минкультуры России от 25.07.2006 № 422/90/376 «Об утверждении положения о системах оповещения населения»; Приказ МЧС РФ от 28.02.2003 № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения»; Приказ МЧС РФ от 04.11.2004 № 506 «Об утверждении Типового паспорта безопасности опасного объекта».

Перечень нормативных правовых актов, а также нормативные документы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера размещены на официальном сайте Главного управления в сети интернет: www.83.mchs.gov.ru.

Работа с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Ненецком автономном округе осуществляется также в соответствии положением о Консультационном совете по решению проблемных вопросов субъектов малого и среднего предпринимательства и ежегодными планами мероприятий. В 2016 году проведено 4 рабочих совещания по рассмотрению проблемных вопросов, возникающих у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В целом применение нормативных правовых актов Российской Федерации при организации и осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Ненецкого автономного округа представляется обоснованным, эффективным и результативным.