МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по планированию, организации и проведению мероприятий оперативной подго-товки с оперативными дежурными сменами, оперативными штабами, оператив-ными группами, ППУ региональных центров и главных управлений, оперативными группами с

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение.
  2. Общие положения.

2.1.       Основные задачи оперативной подготовки.

2.2.       Основные мероприятия оперативной подготовки.

2.3.       Периодичность проведения мероприятий оперативной подготовки.

2.4.       Основные формы оперативной подготовки органов управления Ф и ТП РСЧС.

2.5.       Основные формы подготовки ЦУКС территориальных органов МЧС России.

  1. Порядок планирования, подготовки и проведения мероприятий оперативной подготовки.

3.1.       Планирование мероприятий оперативной подготовки.

3.2.       Проверка проведения мероприятий оперативной подготовки.

3.3.       Командно-штабные учения (командно-штабные тренировки).

3.3.1.  Подготовка командно-штабных учений.

3.3.2.  Разработка документов командно-штабных учений.

3.3.3.  Проведение командно-штабных учений.

3.3.4.  Отработка учебных вопросов по этапам учения.

3.3.5.  Наращивание обстановки.

3.3.6.  Проведение практических мероприятий.

3.3.7.  Подведение итогов командно-штабных учений.

3.4.       Особенности организации и проведение специальных учений.

3.5.       Тренировки с оперативными штабами и комплексные тренировки.

  1. Заключение.

 

 

  1. I.              ВВЕДЕНИЕ

 

1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с постановлением Правительства от 4.09.2003 года № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», организационно-методическими указаниями по подготовке территориальных органов, спасательных воинских формирований, подразделений федеральной противопожарной службы, образовательных учреждений и организаций МЧС России в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, на объектах ведения горных работ, а также работ в подземных условиях на 2011-2013 годы,   изменениями в организационно – методические указания по подготовке территориальных органов, спасательных воинских формирований, подразделений федеральной противопожарной службы, образовательных   учреждений и организаций МЧС России в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, на объектах ведения горных работ, а также работ в подземных условиях на 2011 – 2013 годы от 7.12.2010 № 2-4-60-14-14,  организационными указаниями по подготовке и проведению комплексных тренировок с оперативными дежурными сменами, оперативными штабами, оперативными группами, ППУ региональных центров и главных управлений, местными гарнизонами пожарной охраны, оперативными группами спасения организаций и учреждений центрального подчинения МЧС России органов управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС,  наставлением по организации и проведению ТСУ, КШУ, КУ, (ОТ).

 

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

            2.1. Основной задачей оперативной подготовки считать подготовку органов управления и сил МЧС России к выполнению задач по предназначению в мирное и военное время.

При организации оперативной подготовки в МЧС России основное внимание сосредоточить на подготовке и принятии решения, постановке задач органам управления и силам МЧС России, планировании, подготовке и проведении мероприятий; контроле со стороны вышестоящего органа управления за ходом их выполнения.

 

2.2. Основными мероприятиями оперативной подготовки считать:

всероссийский сбор по подведению итогов деятельности РСЧС, выполнению мероприятий ГО в текущем году и постановке задач на следующий год;

всероссийское совещание по вопросам ГО и защиты населения с главами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их заместителями - председателями КЧС субъектов Российской Федерации) и руководителями федеральных органов исполнительной власти;

учебно-методические сборы в федеральных органах исполнительной власти по подведению итогов деятельности функциональных подсистем РСЧС, выполнению мероприятий ГО в текущем  году и постановке задач на следующий  год;

учебно-методический сборы с заместителями начальников региональных центров по оперативным вопросам;

учебно-методические сборы в региональных центрах МЧС России по подведению итогов деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах  в текущем году и постановке задач на следующий год с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, находящимися в пределах соответствующих федеральных округов;

учебно-методические сборы в субъектах Российской Федерации по подведению итогов деятельности территориальных подсистем РСЧС этих субъектов Российской Федерации, выполнению мероприятий ГО в текущем году и постановке задач на следующий год;

обучение специалистов оперативных дежурных смен ЦУКС всех уровней на основе единого программного и технического обеспечения;

обучение (переподготовка) специалистов ЕДДС для обеспечения перехода на единый номер вызова оперативных служб «112».

 

2.3. Периодичность проведения мероприятий оперативной подготовки определить:

1. Командно-штабные учения продолжительностью до 3 суток проводятся:

в федеральных органах исполнительной власти и в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации - 1 раз в 2 года;

в органах местного самоуправления - 1 раз в 3 года.

2. Командно-штабные учения или штабные тренировки:

    ворганизациях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 1 суток.

3. Тактико-специальные ученияпродолжительностью до 8 часов проводятся:

 с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (далее именуются - формирования) организаций 1 раз в 3 года;

 с участием формирований постоянной готовности - 1 раз в год.

 

4. Комплексные учения:

в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты - 1 раз в 3 года до 2 суток;

 в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек - 1 раз в 3 года до 2 суток;

 в других организациях 1 раз в 3 года проводятся тренировки продолжительностью до 8 часов.

5. Тренировки в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования проводятся ежегодно.

6. Командно-штабная тренировка по вопросам управления силами и средствами МЧС России и РСЧС с обязательной отработкой вопросов перевода на работу в условиях военного времени - два раза в год (в начале каждого периода обучения).

7. Тренировка оперативного штаба по ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального центра  по тематике прогнозируемых ЧС – ежеквартально.

8. Тренировка с органами повседневного управления функциональных подсистем (федеральных органов исполнительной власти) – ежеквартально.

6. Тренировка оперативного штаба по ликвидации чрезвычайных ситуаций Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации  по тематике прогнозируемых ЧС – ежемесячно.

7. Комплексные тренировки с ОДС, ОГ НЦУКС, ППУ, ОДС, ОШ, ОГ РЦ и ГУ, местными гарнизонами пожарной охраны, оперативными группами спасения спасательных воинских формирований и учреждений центрального подчинения МЧС России, органами управления  функциональных и территориальных подсистем РСЧС при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера  - еженедельно по четвергам.

 

2.4.  Основными формами оперативной подготовки органов управления  Ф и ТП  РСЧС определить командно-штабные учения (далее – КШУ) и командно-штабные (штабные) тренировки (далее – КШТ (ШТ)), тренировки НЦУКС, ЦУКС территориальных органов МЧС России с органами повседневного управления функциональных подсистем, а также сборы,групповые и практические занятия.

Последовательность выполнения упомянутых мероприятий определить:

для федеральных органов исполнительной власти:

тренировки c рабочей группой Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на базе Национального центра управления в кризисных ситуациях  - 2 раза в год;

тренировки НЦУКС, ЦУКС территориальных органов МЧС России с органами повседневного управления функциональных подсистем (федеральных органов исполнительной власти) - ежеквартально;

подведение итогов с оперативными службами органов повседневного управления по организации взаимодействия при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на базе Национального центра управления в кризисных ситуациях, ЦУКС территориальных органов МЧС России  - ежеквартально;

для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

тренировки комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности - ежеквартально;

тренировки НЦУКС, ЦУКС территориальных органов МЧС России с органами повседневного управления функциональных подсистем (федеральных органов исполнительной власти) - ежеквартально;

для органов местного самоуправления:

тренировки  комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности – ежеквартально;

тренировки ЕДДС муниципальных образований с оперативными дежурными сменами ЦУКС территориальных органов МЧС России - ежедневно.

Учения и тренировки по выполнению задач в области защиты населения и территорий от ЧС, в том числе вызванных террористическими актами, проводить с периодичностью и продолжительностью, определенными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Проводить двухстепенные (многостепенные) учения (тренировки). В год, когда не проводится КШУ, проводить КШТ (ШТ).

Участие нижестоящих организаций (территориальных органов) в двухстепенных (многостепенных) учениях (тренировках) засчитывать как проведенные в текущем году КШУ (КШТ).

При проведении учений и тренировок особое внимание уделить оценке реальности имеющихся планов:

ГО и защиты населения субъекта РФ (администрации, организации);

действий (взаимодействия) субъекта РФ (администрации, организации) по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;

основных мероприятий субъекта РФ (администрации, органа управления, организации) на год;

организации взаимодействия при ликвидации ЧС НЦУКС, ЦУКС территориальных органов МЧС России с органами повседневного управления функциональных подсистем (федеральных органов исполнительной власти);

выполнения мероприятий по  первоочередному жизнеобеспечению и эвакуации населения.

При планировании учений и тренировок предусматривать выполнение мероприятий по приведению органов управления, сил ГО и РСЧС в различные степени готовности, переводу ГО на работу в условиях военного времени, защиты населения и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, ликвидации последствий террористических актов во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Темы учений и тренировок определять, исходя из особенностей регионов и задач, выполняемых функциональными и территориальными подсистемами РСЧС.

При подготовке и проведении учений и тренировок совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации выделять в состав штаба руководства заместителя руководителя учений (начальника штаба руководства) и оперативные группы (по согласованию).

В целях проверки готовности территориальных подсистем РСЧС, координации действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, в том числе на межрегиональном уровне, в соответствующих федеральных округах, региональным центрам МЧС России установленным порядком планировать и проводить:

мероприятия оперативной подготовки с органами управления, силами ГО и территориальных подсистем РСЧС субъектов Российской Федерации, исходя из их продолжительности и периодичности;

не менее двух КШУ в год продолжительностью до 3 суток с органами управления территориальных подсистем РСЧС и ГО субъектов Российской Федерации с привлечением соответствующих территориальных органов МЧС России по субъектам Российской Федерации, оперативных групп спасения спасательных воинских формирований (далее - СВФ), подразделений федеральной противопожарной службы (далее – ФПС), государственной инспекции по маломерным судам (далее -  ГИМС) и военизированных горно-спасательных частей (далее - ВГСЧ).

 

2.5.  Основными формами подготовки ЦУКС территориальных   органов МЧС России определить  в соответствии с изменениями в организационно – методические указания по подготовке территориальных органов, спасательных воинских формирований, подразделений федеральной противопожарной службы, образовательных          учреждений и организаций МЧС России в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных               ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, на объектах ведения горных работ, а также работ в подземных условиях на 2011 – 2013 годы от 7.12.2010 № 2-4-60-14-14.

При проведении командно – штабных учений (командно – штабных   тренировок) с территориальными органами РСЧС, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации практиковать решение отдельных  задач оперативными  дежурными  сменами  ЦУКС   территориальных органов МЧС России с привлечением руководящего состава ГУ МЧС России, региональных    центров   с   использованием   видеоконференцсвязи.

 

  1. III.         ПОРЯДОК ПЛАНИРОВАНИЯ, ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ

ТРЕНИРОВОК (УЧЕНИЙ)

 

3.1. Планирование мероприятий оперативной подготовки.

При планировании учений и тренировок предусматривать выполнение мероприятий по приведению органов управления, сил и средств РСЧС в различные степени готовности, защиты населения и территорий от ЧС, защиты населения и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, ликвидации последствий террористических актов во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Темы учений и тренировок определять исходя из особенностей регионов и задач, выполняемых функциональными и территориальными подсистемами РСЧС, учитывая специфику ЧС, произошедших на территории региона, имеющихся рисков и ежедневных прогнозов.

Ежемесячно, к 25 числу представлять сведения об учениях и тренировках территориальной подсистемы РСЧС федерального округа и сведения о запланированных учениях (тренировках) территориальной и функциональных подсистемах РСЧС в федеральном округе МЧС России на следующий месяц в соответствии с указанием начальника Национального центра от 14.08.2009 года № 10-02-398 (Приложения № 1 и 2).

 

3.2. Проверка проведения мероприятий оперативной подготовки.

Региональным центрам организовать проверку проведения учений (тренировок) в функциональных и территориальных подсистемах РСЧС субъектов Российской Федерации в соответствии с планом проверки хода проведения учений (тренировок) в территориальных и функциональных подсистемах РСЧС субъектов Российской Федерации в текущем месяце. (Приложение № 3)

В ходе учений отрабатывать вопросы ликвидации ЧС, вызванных природными явлениями, катастрофами и другими стихийными бедствиями, техногенными авариями (в том числе на водных объектах, водном транспорте).

При подготовке и проведении учений и тренировок совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации выделять в состав штаба руководства заместителя руководителя учений (начальника штаба руководства) и оперативные группы (по согласованию).

Ежемесячно,  к 25 числу представлять сведения по оснащенности оперативных групп местных гарнизонов пожарной охраны федерального округа средствами передачи информации с места пожара или проведения аварийно-спасательных работ в соответствии с указанием начальника Национального центра от 26.07.2009 года № 10-02-1324, согласно  ведомости контроля оснащенности оперативных групп местных гарнизонов пожарной охраны техническими средствами передачи информации с места пожара или проведения АСР (Приложение № 4).  Данную ведомость использовать в работе с января 2012 года, представлять установленным порядком, а также отправлять на почтовый ящик СОД НЦУКС (ведомственной сети ИНТРАНЕТ). Подтверждать прием сведений по телефону: 8-495-212-06-85; 378-66-85 (начальник оперативной группы ОДС НЦУКС).

Мероприятия оперативной подготовки, проводимые региональными центрами МЧС России в федеральных округах, целесообразно совмещать с мероприятиями, проводимыми в субъектах Российской Федерации или проводимыми другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, с целью уменьшения материальных затрат и отрыва специалистов от основных видов деятельности.

 

3.3. Командно-штабные учения (командно-штабные тренировки).

Командно-штабные учения (КШУ) являются высшей формой совмест­ного обучения руководящего состава и органов управления по делам граж­данской обороны и чрезвычайным ситуациям, комиссий по чрезвычайным ситуациям, сил и средств РСЧС. Сущность командно-штабного учения заключается в том, что на фоне созданной учебной обста­новки обучаемые в составе органов управления выполняют комплекс прису­щих их должностным обязанностям задач по руководству силами и средст­вами в соответствии с темой и целями учения.

Основными целями КШУ являются:

совершенствование практических навыков должностных лиц органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в ор­ганизации применения сил и средств, в управлении ими при ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время и решении задач гражданской обо­роны;

достижение слаженности в работе органов управления и сил различных уровней при решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнении мероприятий гражданской обороны;

совершенствование вопросов взаимодействия с органами, осуществ­ляющими управление гражданской обороной, а также органами управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС;

проверка реальности планов (расчётов) в области гражданской оборо­ны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

исследование проблемных вопросов гражданской обороны, защиты на­селения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

КШУ классифицируются: по уровню проведения - федеральные, ре­гиональные, территориальные, местные и объектовые; по назначению - пла­новые, показные, опытные (исследовательские), проверочные; по методу проведения - на картах и на местности с проведением практических меро­приятий; по числу привлекаемых органов управления - одностепенными и многостепенными.

На одностепенные учения привлекается руководящий состав одного органа управления, например, областного.

На многостепенные учения привлекается руководящий состав двух и более органов управления, например, областного, городского и районного.

В целях более полной и всесторонней проверки реальности разрабо­танных планов действий, определения готовности сил и средств к выполне­нию задач, на КШУ могут привлекаться силы гражданской обороны, терри­ториальных и функциональных подсистем РСЧС и их звеньев для проведе­ния с ними комплексных и тактико-специальных учений в соответствии с общим замыслом КШУ.

В ходе КШУ органы управления размещаются, как правило, на город­ских пунктах управления и используют существующие средства связи и об­мена информацией. При необходимости могут развёртываться дополнитель­ные средства связи. В некоторых случаях (при отработке вопросов химиче­ских и радиационных аварий, а также тем военного времени) органы управ­ления могут находиться на запасных и подвижных пунктах управления.

 

 

3.3.1. Подготовка командно-штабных учений.

Проведению КШУ предшествует большой комплекс разнообразных и тщательно спланированных подготовительных мероприятий, осуществляе­мый участвующими в учении руководящим составом, органами управления и силами. Подготовка учения и его проведение является неразрывным процес­сом. В результате выполнения всего комплекса подготовительных мероприя­тий участники КШУ должны выйти на учение в готовности к выполнению задач и обязанностей, предусмотренных планами гражданской обороны, пре­дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Подготовка КШУ включает: уяснение исходных данных; принятие ре­шения руководителем учения по основным вопросам подготовки и проведе­ния КШУ и постановку задач органам управления и силам на подготовку и участие в учении; разработку документов по учению и организацию его все­стороннего обеспечения; подготовку руководства, штаба руководства и по­среднического аппарата; развертывание системы управления руководства учением; подготовку обучаемых органов управления и привлекаемых сил и средств.

Подготовка КШУ начинается заблаговременно с уяснения его руково­дителем исходных данных.

Такими данными могут быть: требования организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил и средств РСЧС: задачи, поставленные в приказах МЧС России; требования руководящих документов по оперативной подготовке, тема учения, сроки его проведения, состав привлекаемых органов управления, сил и средств; уровень подготовки органов управления; выводы из опыта проведенных учений; анализ обстановки в регионе и др.

3.3.2.        Разработка документов командно-штабных учений.

Основополагающим документом, на основе которого готовятся все до­кументы по учению, является замысел учения (приложение № 5), разрабатываемый на карте (плане) с приложением пояснительной записки.

На карте замысла отображаются: тема, учебные и исследовательские цели, сроки проведения; место проведения; состав обучаемых; этапы учения, их наименование и продолжительность по астрономическому и оперативно­му времени; учебные вопросы каждого этапа; обстановка к началу учения; замысел действий и задачи обучаемых органов управления, сил и средств МЧС России и РСЧС; положение, задачи взаимодействующих сил и средств; основные элементы ожидаемого решения обучаемых, создаваемая при этом группировка сил, направление сосредоточения основных усилий; положение сил по обстановке оперативных скачков; районы (места) прове­дения и основное содержание практических мероприятий; районы проведе­ния тактико-специальных учений, проводимых в рамках командно-штабного учения, и другие данные, влияющие на отработку учебных вопросов.

Обстановка, которая не отображается на карте графически, может по­казываться в таблицах. Она может содержать сведения о чрезвычайной си­туации (вооруженном конфликте), данные о численности населения и его обеспеченности средствами индивидуальной защиты, об объемах аварийно-спасательных и других неотложных работ, о наличии и характеристиках сети аэродромов, железнодорожных станций, морских и речных портов, возмож­ности сил гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС и другие данные. Эти таблицы и другие справочные материалы используются руководством и посредниками для создания обстановки, соответствующей замыслу учения и позволяют объективно оценивать состояние готовности обучаемых сил.

При подготовке замысла учения важно выбрать масштаб карты, причем таким образом, чтобы с одной стороны максимально подробно отобразить все необходимые данные, показать места расположения и действия органов управления и сил, принимающих участие в учении, разместить графическую и текстуальную информацию, а с другой стороны - обеспечить удобство ра­боты с ней.

При разработке замысла учения создается обстановка на одну-две сту­пени выше обучаемого органа управления.

В пояснительной записке к замыслу учения излагаются: тема, учебные и исследовательские цели, район (место или объект) проведения учения, со­став привлекаемых органов управления и сил; общий замысел проведения учения; оперативный фон, на котором проводится учение; порядок проведе­ния учения с раскрытием каждого этапа, его продолжительность, отрабаты­ваемые учебные вопросы, краткое содержание оперативной обстановки к на­чалу каждого этапа и характер действий сил в течение этапа, порядок отра­ботки учебных вопросов; практические мероприятия; организация руково­дства учением и состав посреднического аппарата; место, время и порядок проведения разбора учения.

При подготовке командно-штабного учения, кроме замысла учения, разрабатываются следующие документы: организационные, учебно-методические и оперативные.

К основным организационным документам относятся: приказ (указа­ние) о мероприятиях по подготовке и проведению учения; календарный план подготовки учения; организационные указания по подготовке и проведению учения; схема организации руководства учением; план рекогносцировки рай­она учения.

Приказ (указание) о мероприятиях по подготовке и проведению уче­ния издается, как правило, за два месяца до начала учения. В нём указывают­ся: тема КШУ; сроки и продолжительность его проведения; состав участни­ков; состав руководства и посреднического аппарата; состав рабочей группы по подготовка КШУ; сроки разработки и утверждения основных документов по подготовке КШУ; сроки и порядок подготовки руководства КШУ, по­среднического аппарата и участников учения; задачи должностным лицам и структурным подразделениям по подготовке учения; основные вопросы все­стороннего обеспечения участников учения и другие вопросы. Приказ (указание) доводится до руководящего состава органов управления, привлекае­мых к учению, в части касающейся.

Календарный план подготовки учения разрабатывается в целях орга­низации работы должностных лиц и органов управления по непосредствен­ной подготовке учения. В плане отражается перечень организационных ме­роприятий по подготовке учения, последовательность и сроки разработки ос­новных документов, порядок и сроки подготовки к учению руководства и по­средников, а также сроки проведения мероприятий и ответственные за их выполнение. Календарный план подготовки учения может являться одним из приложений к приказу (указанию) о мероприятиях по подготовке и проведе­нию учения или разрабатываться как самостоятельный документ.

Организационные указания разрабатываются в соответствии с замыс­лом и календарным планом подготовки учения и доводятся до обучаемых в части, их касающейся, не позднее одного месяца до начала учения после принятия решения по основным вопросам подготовки и проведения учения, с тем, чтобы предоставить исполнителям больше времени для целеустремлен­ной и своевременной подготовки к учению. Обычно организационные указа­ния разрабатываются после проведения рекогносцировки районов (мест, объ­ектов) учения.

В организационных указаниях определяются: тема учения и время его проведения; состав руководства учением и привлекаемых органов управле­ния, сил и средств РСЧС; порядок проведения тактико - специальных учений, если они проводятся в рамках командно-штабного учения; перечень и цели практических мероприятий; задачи но подготовке к учению; порядок обеспечения мер безопасности и другие вопросы, исходя из особенностей ре­гиона; форма одежды для участников учения.

Схема организации руководства учением разрабатывается графически. На ней, как правило, указываются руководитель учения, его заместители (помощники), начальник штаба и штаб руководства, посредники, группы розыгрыша, организационная, подготовки разбора, организации исследований и др., а также привлекаемые на учение органы управления и сил и средств РСЧС. На схеме отражается количественный состав руководства и посредников, наименование структурных подразделений, от которых они выделяются.

После определения замысла КШУ может проводиться рекогносцировка района (места или объекта) проведения учения. Для проведения рекогносци­ровки могут привлекаться заместители (помощники) руководителя учения, начальник штаба руководства и необходимое количество сотрудников штаба руководства и рабочей группы по подготовке КШУ.

План рекогносцировки района учения разрабатывается текстуально (на карте, схеме). В нём отражаются: цель рекогносцировки, состав рекогносци­ровочной группы, место, время и порядок проведения рекогносцировки, во­просы, подлежащие решению, порядок перемещения рекогносцировочной группы.

В ходе рекогносцировки уточняются замысел учения, последователь­ность отработки учебных вопросов, объем, места и время проведения прак­тических мероприятий, порядок их подготовки, уточняются вопросы управ­ления, оцениваются возможности средств связи и оповещения, проводится изучение и анализ планирующих и других документов по вопросам граждан­ской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, орга­низуется заслушивание соответствующих должностных лиц по подготовке к учению, определяются места размещения штаба руководства, пунктов управ­ления обучаемых органов управления и сил, решаются другие вопросы.

По результатам рекогносцировки руководитель учения дает указания по дальнейшей разработке материалов учения с учетом уточненных в ходе рекогносцировки исходных данных.

Для обеспечения проведения учения разрабатываются следующие учебно-методические документы: сценарий развития чрезвычайной ситуации; план-календарь проведения учения; оперативное задание; план наращи­вания обстановки в ходе учения, план проведения практических мероприя­тий; план организации и проведения исследований; частные планы работы заместителей (помощников) руководителя учения, посредников и другие до­кументы

Сценарий развития чрезвычайной ситуации разрабатывается с учетом темы предстоящего учения и отрабатываемых учебных вопросов, а также на основе анализа чрезвычайных ситуаций, характерных для данной местности, мониторинга и прогнозирования развития возможной обстановки, наличия потенциально опасных объектов и других исходных данных. Подготовку сценария развития чрезвычайной ситуации целесообразно поручать специа­листам, в зависимости от направленности рассматриваемых вопросов, широ­ко привлекать для этой работы сотрудников научно-исследовательских уч­реждений и обучающих организаций.

План-календарь проведения учения разрабатывается для обеспечения плановой и организованной работы руководства и посреднического аппарата в ходе учения. В нем в краткой форме по этапам и дням учения отражаются общая последовательность проведения учения, порядок работы руководства, посреднического аппарата и обучаемых по основным вопросам учения с ука­занием времени на их отработку, в том числе выполнения практических ме­роприятий, время начала и окончания учения, время проведения общего и частных разборов. Степень детализации плана-календаря проведения учения зависит от масштаба и целей учения, состава его участников, уровня подго­товки штаба руководства и посредников.

Оперативное задание является исходным документом для обучаемых и предназначено для ввода их в обстановку к началу учения и проведения под­готовительных мероприятий. Оно разрабатывается для всех органов управ­ления, привлекаемых на учение. Основными разделами оперативного задания обычно являются: общая обстановка; частная обстановка; справочные данные и что исполнить.

В разделе «Общая обстановка» кратко излагаются социально-политическая обстановка, физико-географические, климатические характе­ристики региона, потенциальные опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

В разделе «Частная обстановка» указывается состояние органов управ­ления, подчиненных и взаимодействующих сил и средств РСЧС.

Обстановка в задании излагается с такой степенью детализации, кото­рая помогает обучаемым оценить и анализировать обстановку, провести не­обходимые оперативно-тактические расчеты, осуществить на их основе практические мероприятия по снижению возможных разрушений и потерь, защите населения в случае возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий.

В разделе «Справочные данные» указываются те особенности обста­новки, которые в отличие от реальной обстановки нельзя самостоятельно учесть обучаемым без указаний руководства, а также допускаемые условно­сти.

В разделе «Исполнить» ставятся задачи: что изучить, оценить и испол­нить, к чему быть готовым в ходе учения.

К оперативному заданию может прилагаться карта исходной обстанов­ки.

Оперативное задание, как правило, вручается обучаемым не позже, чем за пять дней до начала учения.

План наращивания обстановки является документом, определяющим содержание и порядок вручения вводных в соответствии с планом-календарем проведения учения. В нем указываются время доведения инфор­мации (вводных), ее содержание, кто выдает, в роли кого и кому доводится информация, способ передачи. При этом информация по обстановке переда­ется из тех источников, теми способами, в таких объемах и форме, в которых она может поступать в реальных условиях.

План проведения практических мероприятий разрабатывается в целях детального планирования этих мероприятий, определения их объема и по­рядка проведения. В нем обычно указываются наименование мероприятий, их содержание, время и место проведения, привлекаемые силы и средства, ответственные за организацию, проведение и контроль за исполнением. План проведения практических мероприятий утверждается руководителем учения.

План организации и проведения исследований разрабатывается для це­ленаправленного проведения исследований в ходе учений. В нем излагаются: цели исследований; проблемы и вопросы исследований; ответственные ис­полнители за исследование конкретных вопросов; порядок организации ис­следований до начала и в ходе учения; порядок представления донесений и обобщение результатов исследований. К плану исследований прилагается расчет состава исследовательских групп. Кроме того, заранее разрабатыва­ются задания на проведение исследований и карточки экспериментов.

Частные планы работы заместителей руководителя учения (помощни­ков) и посредников разрабатываются текстуально исходя из замысла и с уче­том плана-календаря проведения учения и плана работы руководителя. При необходимости к плану может прилагаться карта или схема (план) действий обучаемых. В частных планах обычно указываются: тема; учебные цели для соответствующих категорий обучаемых; состав органов управления и сил, привлекаемых на учение; этапы учения, их продолжительность по оператив­ному и астрономическому времени; учебные вопросы и время на их отработ­ку; обстановка по этапам (содержание вводных); порядок работы заместителя (помощника) руководителя учения; действия посредников и обучаемых при отработке учебных вопросов; сроки представления докладов; время начала и окончания учения, проведения общего и частных разборов учения. Частные планы согласовываются с начальником штаба руководства и утверждаются руководителем учения. Частный план работы старшего посредника является основным документом для подчиненных ему посредников.

К оперативным документам, разрабатываемым при подготовке и в ходе учения, относятся документы, которые высылаются в органы управления вышестоящим руководством: директивы, приказы, распоряжения, в том чис­ле по видам обеспечения, таблица сигналов, табель срочных донесений и др.

Оперативные документы по своему содержанию и структуре разраба­тываются в соответствии с нормативными документами, действующими в системе МЧС России.

Перечень документов, разрабатываемых при подготовке к учению, в зависимости от обстановки, может быть сокращен или расширен по решению руководителя учения.

 

3.3.3.   Проведение командно-штабных учений.

Проведение учения с отработкой задач по предупреждению и ликви­дации чрезвычайных ситуаций, выполнению мероприятий гражданской обо­роны является наиболее сложным и ответственным этапом в работе руково­дителя учения, его заместителей, штаба руководства, посреднического аппа­рата и всех обучаемых.

Командно-штабные учения в зависимости от темы и учебных целей мо­гут: начинаться в местах постоянной дислокации или после предварительного вывода органов управления и привлекаемых сил в исходные районы по уче­нию или непосредственно на места (объекты) проведения учения.

Началом учения является время вручения оперативной директивы (распоряжения, сигнала) на приведение органов управления и сил в соответ­ствующие степени готовности или информации о факте и последствиях чрез­вычайной ситуации.

В целях более рационального использования учебного времени, в за­висимости от темы учения и его целей, на многостепенных КШУ нижестоя­щие органы управления могут подключаться к учению несколько позже, ко­гда вышестоящие штабы выработали решения и готовы поставить силам за­дачи.

Учение может проводиться непрерывно в отведенные временные сро­ки, или с перерывами, с объявлением оперативных пауз.

Оперативная пауза может объявляться в ходе учения в целях более де­тальной проработки наиболее сложных учебных вопросов, вопросов тре­бующих проведения дополнительных исследований, а также в тех случаях, когда обучаемые не отравляются с выполнением поставленных задач вотве­дённое для этого замыслом учения время. Продолжительность оперативной паузы определяется руководителем учения.

Основным содержанием работы руководства и посреднического аппа­рата в ходе учения являются: вручение обучаемым директивных документов, подготовленных штабом руководства; рассмотрение (изучение) принятых решений (планов), разработанных обучаемыми документов; наращивание об­становки; изучение методов работы обучаемых на их рабочих местах; кон­троль за практическими действиями органов управления и сил; оценка дея­тельности обучаемых должностных лиц и органов управления и сил в целом; исследование проблемных вопросов.

В результате анализа и оценки эффективности решений обучаемых, методов их работы руководство учения и посредники устанавливают, на­сколько они являются целесообразными, в какой мере отвечают сложившей­ся обстановке и к каким результатам в реальной обстановке могут привести, определяют их сильные и слабые стороны.

Проверка практических мероприятий выполняемых силами и средст­вами МЧС России  и РСЧС, осуществляется руководством учения и необходимыми специалистами с выездом на места. Опыт проведенных прак­тических мероприятий должен учитываться при корректировке планов граж­данской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также других оперативных документов.

По результатам работы обучаемых заместители (помощники) руково­дителя учения и посредники (в порядке подчиненности) представляют доне­сения в установленные руководством сроки. Как правило, такие донесения представляются за каждый этап учения, а итоговое – в конце учения.

В донесениях излагаются: положительные и отрицательные стороны в работе начальников (руководителей), органов управления и действиях сил; выводы о слаженности органов управления, подготовленности сотрудников к выполнению своих функциональных обязанностей и оценка их работы; ре­зультаты проведенных исследований и другие вопросы. Донесения должны быть краткими и содержать конкретный материал с приведением фактов и цифровых показателей, которые обобщаются штабом руководства и по ука­занию руководителя учения включаются в разбор.

3.3.4.      Отработка учебных вопросов по этапам учения.

В целях обеспечения последовательности выполнения целей учения и сосредоточения усилий на решении главных вопросов, проведение КШУ планируется и проводится по этапам.

Этапы учения определяются исходя из темы учения. Как правило, уче­ния планируются и проводятся в два—три этапа. Этап – это специально выде­ленная по оперативному и астрономическому времени часть учения, в ходе которой достигается одна или несколько близких по значению учебных це­лей. В ходе каждого этапа обычно отрабатываются несколько учебных во­просов. Они представляют собой ряд последовательных, логически выте­кающих одна отдругой наиболее характерных для данного этапа задач, ре­шаемых обучаемыми. Исходя из этого, содержание учебных вопросов долж­но определять конкретную практическую работу, которую необходимо вы­полнить в определенный отрезок времени. Расчет времени на отработку каж­дого учебного вопроса проводится одновременно с определением содержа­ния и продолжительности этапов учения.

Количество и содержание этапов определяются руководителем учения с таким расчётом, чтобы раскрывалась тема, и достигались цели учения в от­ведённом для его проведения астрономическом времени.

Астрономическое время – это время, отведённое для отработки учеб­ных вопросов учения в реальном масштабе времени.

Оперативное время – это время, отведённое для отработки учебных во­просов учений в условном масштабе времени, с учётом продолжительности оперативных скачков. Оно в себя включает астрономическое время и вре­менной интервал оперативных скачков.

Оперативный скачок объявляется для ввода обучаемых в новую опера­тивную обстановку, создаваемую для отработки учебных вопросов на теку­щем или последующих этапах учения и представляет собой разницу между оперативным и астрономическим временем. В его содержание включается развитие оперативной обстановки (изложение событий) за временной про­межуток скачка, которое нельзя показать (отработать) в реальном масштабе времени.

Оперативный скачок объявляется, как правило, в конце одного из эта­пов, или в ходе этапа. При этом обучаемым вручаются необходимые доку­менты и выделяется время для их изучения и анализа. Показатели и содержа­ние оперативных скачков должны соответствовать обстановке, созданной для проведения учения, времени, необходимому для выполнения силами задач.

На первом этапе учения, как правило, отрабатываются вопросы приве­дения органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, сил и средств РСЧС в различные режимы функ­ционирования, проводится оповещение и сбор руководящего и личного со­става, осуществляется сбор данных обстановки, их оценка и анализ, поста­новка задач подчиненным органам управления и силам, проверяются вопро­сы функциональной готовности к действиям по предназначению формирова­ний, привлекаемых на учение. При этом особое внимание руководство уче­нием должно уделять вопросам развертывания и эффективности работы сис­тем управления, организации проведения практических мероприятий по за­щите населения и территорий, повышения устойчивости работы объектов экономики, снижения запасов АХОВ, приведения в готовность формирова­ний, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, готовности защитных сооружений к приему укрываемых и т.д.

На втором этапе учения, как правило, отрабатываются вопросы управления подчиненными силами и средствами при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, выполнения мероприятий гражданской обороны, проводятся практические мероприятия по защите населения и территорий.

Создаваемые на этом этапе чрезвычайные ситуации должны по своим масштабам и последствиям отличаться друг от друга с тем, чтобы дать прак­тику в реагировании на чрезвычайные ситуации и принятии решений орга­нам управления различных уровней.

Особое внимание на втором этапе обращается на проведение меро­приятий по наращиванию усилий сил территориальной подсистемы РСЧС, сил и средств по ликвидации последствий чрезвычайных ситуа­ций, развертыванию в полном объеме органов управления, проведению всех видов разведки, эвакуации (временного отселения) населения.

В ходе проведения учения руководитель КШУ или по его поручению заместители (помощники) руководителя учения могут проводить заслушива­ния должностных лиц обучаемых органов управления. При этом обучаемые должны показать умение ориентироваться в сложной обстановке.

После отработки всех учебных вопросов руководитель учения объявля­ет частный отбой, дает указания о подготовке разбора и порядке возвраще­ния в пункты постоянной дислокации. Частный отбой на командно-штабных учениях может быть также объявлен в следующих случаях: когда действия обучаемых не отвечают намеченным учебным целям; если возникает необхо­димость повторения отдельных учебных вопросов для более качественной их отработки; при грубом нарушении установленных требований безопасности. При этом органы управления и силы прекращают практические действия. В этих случаях руководитель отдает необходимые указания, а после их выпол­нения обучаемыми продолжает учение.

После того как обучаемые выполнят поставленные задачи, и руково­дитель учения убедится, что цели учения достигнуты, объявляется отбой учению.

 

3.3.5.      Наращивание обстановки.

Наращивание обстановки осуществляется штабом руководства и по­средниками в соответствии с замыслом учения и на основе ранее разработан­ного плана.

Цели наращивания обстановки определяются на каждый этап учения и должны способствовать достижению целей учения в целом.

Наращивание обстановки должно охватывать весь спектр деятельности органов управления и оказывать прямое воздействие на принятие (уточне­ние) решений, организацию управления, взаимодействия и всех видов обес­печения. Оно проводится в течение всего учения в реальном масштабе вре­мени с учётом оперативных скачков и принятых обучаемыми решений.

Наращивание обстановки осуществляется: доведением до органов управления и сил сигналов оповещения и управления, распоряжений о при­ведении в соответствующие степени готовности, приказов и распоряжений от вышестоящих инстанций; вручением вводных (информации) о возникнове­нии и развитии чрезвычайных ситуаций, о состоянии сил и средств, об изме­нениях обстановки; получением докладов от подчиненных органов управле­ния и сил о практических действиях и других происходящих в зоне чрезвы­чайной ситуации событиях; доведением информации от взаимодействующих органов управления.

В ходе отработки учебных вопросов наращивание обстановки прово­дится таким образом, чтобы обучаемые были вынуждены реагировать на все изменения обстановки, своевременно уточнять свои решения и принимать необходимые меры для успешного выполнения поставленных задач.

Наращивание обстановки проводится, как правило, по техническим средствам связи, с тем чтобы приблизить условия сбора данных обстановки к условиям реальной действительности, и осуществляется с таким расчетом, чтобы обучаемые вносили уточнения в принятые решения и разработанные планы действий, докладывали об этих уточнениях в вышестоящие инстан­ции, отдавали необходимые распоряжения подчиненным силам.

Руководство учением и посреднический аппарат в свою очередь оцени­вают уточненные или вновь принятые решения обучаемых с тем, чтобы вне­сти соответствующие коррективы в планы наращивания обстановки для дальнейшей отработки учебных вопросов в ходе учения.

После утверждения руководителем учения соответствующие измене­ния немедленно доводятся до посредников.

Обстановку напряженности и внезапности целесообразно создавать в период наибольшей интенсивности в работе обучаемых.

 

3.3.6.      Проведение практических мероприятий.

Организация практических мероприятий является одним из наиболее эффективных методов отработки учебных вопросов. Планирование и прове­дение практических мероприятий необходимо проводить на едином опера­тивном фоне учения таким образом, чтобы они являлись логическим про­должением и конкретной реализацией решений, принятых органами управ­ления.

Объем и характер практических мероприятий определяется руководи­телем учения в соответствии с его полномочиями в зависимости от темы, продолжительности учения, состава, уровня подготовки его участников и от­ражается в Плане практических мероприятий.

Практические мероприятия проводятся в целях совершенствования вопросов управления и взаимодействия, а также тренировки органов управ­ления и сил МЧС России и РСЧС.

Отработка практических мероприятий является одним из способов создания обстановки, приближенной к реальной, и выработке у обучаемых правильного представления о характере и масштабах возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий или применения противником современных средств поражения,

Проведение практических мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на фоне имитации и обозначения последствий ава­рий на коммунально-энергетических и технологических сетях, катастроф и стихийных бедствий, очагов химического загрязнения и радиационного за­ражения. Степень имитации разрушений и поражений зависит от учебных целей, особенностей объекта и наличия имитационных средств. Имитация должна соответствовать замыслу учения. Отдельные элементы очагов пора­жения, особенно второстепенные, могут дополняться средствами обозначе­ния (знаками, указателями).

Для имитации условно пораженных выделяется необходимое количе­ство личного состава или статистов. Для отработки вопросов спасения людей из-под завалов, с верхних этажей горящих зданий или из затопленных подва­лов могут использоваться манекены.

Имитацию завалов и разрушений целесообразно создавать на учебном городке, а при его отсутствии – в местах где ведутся строительные работы или сносятся ветхие здания.

Проведение практических мероприятий по вопросам гражданской обороны, таких как развертывание пунктов приема личного состава и техни­ки, сборных эвакуационных пунктов, подготовка защитного сооружения к приему укрываемых и др., целесообразно проводить на реальных объектах с последовательной отработкой всех элементов.

Для проведения практических мероприятий привлекается необходи­мое количество сил и средств, в том числе формирования связи, радиацион­ной и химической разведки и защиты, охраны общественного порядка, меди­цинские и т.д.

Особое внимание при этом следует обратить на качественную подго­товку личного состава и учебно-материальной базы, слаженность действий органов управления и сил, привлекаемых для проведения практических ме­роприятий.

 

3.3.7.  Подведение итогов командно-штабных учений.

Разбор учений представляет собой одну из форм анализа и обобщения опыта подготовки органов управления, сил и средств РСЧС и имеет большое воспитательное и практическое значение.

Разбор должен носить творческий характер, органически сочетать глу­бокий теоретический анализ с конкретным практическим опытом действий органов управления, сил и средств РСЧС по каждому вопросу, выносимому на учение. В основу разбора должны быть положены выводы руководителя учения, утвержденные им доклады его заместителей (помощников) и посредников о действиях на учении органов управления и сил и средств РСЧС и результаты исследований. На разборе необходимо не только перечислять недостатки, слабые места и нерешенные вопросы, но и глубоко вскрывать и анализировать их причины, определять и указывать пути их устранения.

Подготовка разбора должна начинаться заблаговременно до начала учения после утверждения его замысла и вестись параллельно с разработкой основных документов учения. Она осуществляется группой разбора с участи­ем других групп штаба руководства, заместителей (помощников) руководи­теля учения и посредников. Организацию подготовки разбора учения осуще­ствляет начальник штаба руководства.

Подготовка разбора включает:

изучение замысла и других учебно-методических документов, разра­ботанных для проведения учения;

разработку плана проведения разбора, в котором обычно указывают­ся: цель, время и место проведения разбора; состав привлекаемых на разбор
должностных лиц; порядок проведения разбора, в том числе и время прове­дения частных разборов;

разработку и доведение до посреднического аппарата методических рекомендаций о порядке представления и содержании предложений для раз­бора по этапам учения;

сбор, обобщение и анализ материалов в разбор за каждый этап учения и за учение в целом, своевременное их представление в штаб руководства;

подготовку тезисов доклада руководителя учения;

подготовку наглядных иллюстрационных материалов.

До начала учения на основе замысла и плана-календаря проведения учения готовится общая часть разбора, включающая изложение темы, общих целей, этапов, учебных вопросов, общей и частной обстановки, создаваемой для их отработки и достижения учебных целей, другие необходимые данные, которые определяются заранее и не зависят от решения обучаемых, а также теоретические обоснования наиболее важных вопросов, отрабатываемых на учении. Одновременно готовятся иллюстрационные и справочные материалы (карты, схемы, таблицы, графики и т.д.)

В ходе учения осуществляются сбор, систематизация, анализ и обоб­щение фактического материала по результатам действий обучаемых; завер­шается разработка теоретической части разбора, подготовка иллюстрацион­ных материалов по наиболее ярким примерам как положительных, так и не­удачных действий обучаемых на учении. Для большей поучительности и распространения передового опыта на разборе используются документы, разработанные обучаемыми в ходе учения.

Метод проведения разбора определяется руководителем учения, исходя из масштаба, учебных целей учения и имеющегося времени. Составными частями разбора могут быть общий разбор и частные разборы по категориям обучаемых.

Общий разбор проводится руководителем учения. На него привлекают­ся: руководство учением, посреднический аппарат и основные должностные лица обучаемых органов управления и сил.

Общий разбор может включать доклад начальника штаба руководства и указания руководителя учения или только доклад руководителя учения.

В докладе начальника штаба руководства обычно излагаются: тема учения; учебные и исследовательские цели; состав привлекаемых органов управления, сил; замысел проведения учения; отработка учебных вопросов по этапам учения; содержание решений обучаемых и их обоснованность; вы­воды по работе органов управления, организации и поддержанию управле­ния; эффективность взаимодействия, материально - технического и других видов обеспечения; результаты практических действий привлекаемых на учение сил; наиболее характерные и поучительные примеры действий орга­нов управления и сил, а также решения поставленных задач; соблюдение ре­жимных мероприятий.

В указаниях (докладе) руководителя учения, как правило, дается анализ решений и действий обучаемых с указанием положительных сторон и недос­татков, их обоснование, делаются выводы, вытекающие из итогов учения, и ставятся задачи по повышению готовности органов управления, сил но лик­видации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также по устранению вскрытых недостатков. В заключение руководитель учения дает оценку подготовленности обучаемых начальников (руководителей), должно­стных лиц и органов управления в целом, а также оценивает действия при­влекаемых на учение сил и средств РСЧС, работу штаба руководства и посреднического аппарата. Если на разбор готовится только один доклад руководителя учения, то в нем отражаются также вопро­сы, включаемые в доклад начальника штаба руководства.

Решающее значение для оценки действий обучаемых, состояния и го­товности территориальных и функциональных подсистем РСЧС по преду­преждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также путей и способов дальнейшего совершенствования этой работы имеет личное, заслушивание руководителем учения кратких докладов, выводов, оценок и предложений заместителей, помощников руководителя учения и старших посредников (по­средников) при соответствующих должностных лицах, участвующих на уче­нии.

При определении общих выводов необходимо учитывать не только ре­зультаты, установленные в ходе проведенного учения, но и итоги предшест­вовавших учению проверок, объективные показатели, характеризующие со­стояние защиты населения и территорий в мирное время и особый период.

Частные разборы проводятся по указанию руководителя учения под руководством заместителей (помощников) руководителя учения с должност­ными лицами органов управления. На частных разборах проводится деталь­ный анализ действий органов управления и привлекаемых сил; дается оценка должностным лицам и органам управления, которые не оцениваются руково­дителем учения; определяются и доводятся задачи по устранению выявлен­ных недостатков. Разборы с личным составом привлекаемых сил проводятся отдельно.

Разбор учения проводится непосредственно после его окончания. Если требуется дополнительное время для обобщения результатов исследования и других материалов, то разбор может быть отнесен на несколько суток после окончания учения.

При подведении итогов прошедшего учения руководитель оценивает работу органов управления, при этом может применяться общепринятая в системе подготовки градация оценок:

"отлично" - если обучаемые органы управления показали высокую слаженность в работе, качественно подготовили все документы и участников учения, в ходе учения принимали целесообразные решения, уверенно и не­прерывно осуществляли управление, что обеспечило своевременное и в пол­ном объеме выполнение подчиненными силами поставленных задач;

"хорошо" - если обучаемые органы управления показали хорошую слаженность в работе; при разработке документов и подготовке участников  учения были допущены незначительные недоработки, принимаемые решения отвечали сложившейся обстановке, в управлении подчиненными силами имели место отдельные перебои, которые не оказали существенного влияния на отработку учебных вопросов и выполнение поставленных задач;

"удовлетворительно" - если обучаемые органы управления работали недостаточно слаженно, принимаемые решения не всегда отвечали сложив­шейся обстановке, в управлении допускались значительные перебои, которые вместе с тем не привели к срыву выполнения подчиненными силами постав­ленных задач;

"неудовлетворительно" - если обучаемые органы управления работали неорганизованно, документы и участников учения подготовили плохо, при­нимаемые решения не отвечали сложившейся обстановке, в связи с чем было сорвано выполнение подчиненными силами поставленных задач, учебные вопросы отработаны не полностью.

 

3.4.  Особенности организации и проведения специальных учений и               командно-штабных (штабных) тренировок.

Специальные учения проводятся с целью практической отработки ком­плекса мероприятий, осуществляемых в интересах решения определенной конкретной задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуа­ций, слаживания органов управления для про­ведения специальных мероприятий, а также по обеспечению действий сил и средств РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Специальные учения могут проводиться как самостоятельные учебные мероприятия, либо в комплексе мероприятий, проводимых на определенных этапах подготовки и проведения командно-штабных учений.

Специальные учения, как правило, начинаются с объявления решения (постановки задач) соответствующего начальника на выполнение оператив­ных задач. А основным содержанием учения может быть отработка только тех вопросов, которые связаны с применением сил и средств и обеспечением их действий.

Основным и наиболее эффективным методом отработки учебных во­просов и достижения целей учения является проведение практических меро­приятий.

Подготовка и проведение специальных учений организуются примени­тельно к положениям, изложенным для командно-штабных учений. В зави­симости от состава участников и вопросов отрабатываемых на специальном учении перечень разрабатываемых документов может быть уточнен руково­дителем учения.

Командно-штабные (штабные) тренировки

Тематику командно-штабных (штабных) тренировок и последователь­ность их проведения целесообразно планировать с таким расчётом, чтобы обеспечивался последовательный переход от простого к сложному.

Продолжительность командно-штабных (штабных) тренировок зависит от объёма решаемых задач, определяется их руководителем и может состав­лять от нескольких часов до двух суток, а иногда и более.

В целях приобретения практического опыта часть обучаемых в ходе тренировок может исполнять должностные обязанности на одну-две ступени выше занимаемой должности.

Для проведения командно-штабных (штабных) тренировок разрабаты­ваются документы, аналогичные документам КШУ.

Командно-штабные тренировки являются одной из форм подготовки органов управления.

Они проводятся с органами управления в полном составе в целях при­обретения и совершенствования умений и навыков должностных лиц в выполнении своих обязанностей и слаживания органов управления.

Командно-штабные тренировки проводятся под руководством старших или непосредственных начальников (руководителей). При этом, начальник, в ходе тренировки может исполнять только обязанности руководителя трени­ровки, возложив выполнение обязанностей по своей штатной должности на одного из своих заместителей, или совмещать их.

Для подготовки и проведения командно-штабной тренировки создаётся минимальный по численности штаб руководства.

В зависимости от учебных целей, поставленных задач и состава обу­чаемых командно-штабные тренировки могут быть одностепенными и мно­гостепенными, проводиться в местах дислокации органов управления, а так­же с выходом их на пункты управления.

  В ходе командно-штабных тренировок отрабатывается один-два учеб­ных вопроса.

В целях более глубокого изучения и изыскания наиболее оптимальных способов применения группировок сил и средств в  ликвидации чрезвычай­ных ситуаций командно-штабные тренировки могут проводиться по реаль­ным планам с привлечением должностных лиц, допущенных к их разработке, с соблюдением требований соответствующих нормативных правовых доку­ментов.

Штабные тренировки проводятся в целях слаживания подразделений и органов управления в целом, совершенствования профессиональных навыков и умений должностных лиц.

Они могут быть совместными и раздельными и проводиться под руко­водством соответствующих начальников (руководителей) подразделений на пунктах управления или в служебных помещениях (учебных классах) со средствами связи и без них.

Совместные штабные тренировки проводятся с подразделениями, вхо­дящими в состав органа управления.

Раздельные штабные тренировки проводятся непосредственно в подраз­делениях органа управления, по планам и под руководством соответствующих начальников (руководителей). В целях достижения единой направленности в подготовке подразделений органа управления раздельные штабные трениров­ки могут проводиться по единой для всех обучаемых теме, на общем опера­тивном фоне. В этом случае руководители, исходя из темы и общих исходных данных, самостоятельно разрабатывают документы применительно к должно­стным обязанностям подчинённых и уровню их подготовки.

В зависимости от учебных целей, поставленных задач и состава  обу­чаемых штабные тренировки могут быть оперативными, тыловыми, специ­альными и др.

Совместные и раздельные штабные тренировки могут проводиться и по вопросам   боевой   готовности   в   целях:   повышения   слаженности   органе управления и подразделений при переводе их с мирного на военное время; совершенствования взаимодействия между органами управления и военным, комиссариатами в вопросах сбора и поставки мобилизационных ресурсов, и приема и распределения; проверки реальности расчётов планов перевода ор­ганов управления и сил с мирного на военное время; совершенствования на­выков личного состава при выполнении мероприятий высших степеней  готовности.

Перед началом характерных для субъектов Российской Федерации ЧС (весенний паводок, лесоторфяные пожары, аварии на коммунально-энергетических сетях в осенне-зимний период и др.) спланировать проведение тренировок по прогнозированию возможной обстановки, обмену информацией с учреждениями, входящими в территориальные подсистемы мониторинга и прогнозирования ЧС, реагированию на ЧС.

В каждом периоде обучения провести занятия (тренировки) в целях повышения готовности территориальных органов МЧС России к решению задач в сложных условиях обстановки и слаженности в действиях при переводе на работу в условиях военного времени (переводе в высшие степени готовности), совершенствования практических навыков личного состава в действиях по сигналам оповещения и управления.

Основное внимание при проведении занятий и тренировок по подготовке органов оперативного управления, сил и средств сосредотачивать на приведении территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС в высшие степени готовности.

Тренировки по готовности к действиям по предназначению в территориальных органах МЧС России проводить с отработкой реально спланированных мероприятий, действий и сроков, а также функциональных обязанностей личного состава в соответствии с планами перевода этих органов на работу в различных режимах функционирования и степенях готовности.

В обязательном порядке одним из учебных вопросов тренировки по готовности включать вывод оперативных групп на подвижном пункте управления в район ведения АСДНР.

При проведении мероприятий оперативной подготовки территориальных органов МЧС России предоставлять обучаемым самостоятельность и инициативу в решении учебных задач.

Территориальным органам МЧС России планировать тренировки с оперативными дежурными сменами, дежурно-диспетчерскими службами и едиными дежурно-диспетчерскими службами.

 

3.5. Тренировки с оперативным штабом и комплексные тренировки.

В целях повышения готовности органов управления сил и средств МЧС России к реагированию на ЧС (происшествия) природного и техногенного характера, планировать и проводить  тренировки с оперативным штабом РЦ и ГУ,   комплексные тренировки  с ОДС, ОГ НЦУКС, ППУ, ОДС, ОШ, ОГ РЦ и ГУ, местными гарнизонами пожарной охраны, оперативными группами спасения спасательных воинских формирований учреждений центрального подчинения МЧС России, органами управления  функциональных и территориальных подсистем РСЧС при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера  проводить еженедельно по четвергам.

К комплексным тренировкам привлекать: ОДС, ОГ НЦУКС, ППУ, ОДС, ОШ, ОГ РЦ и ГУ, местные гарнизоны пожарной охраны, оперативные группы спасения спасательных воинских формирований и учреждений центрального подчинения МЧС России, органы управления  функциональных и территориальных подсистем РСЧС при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Местом проведения комплексной тренировки определить – рабочие места оперативных дежурных смен,  рабочие места оперативных штабов региональных центров и главных управлений МЧС России, районы развертывания оперативных групп, рабочие места ППУ региональных центров и главных управлений МЧС России,   аэродром погрузки на воздушный транспорт.

Начальникам территориальных органов МЧС России, руководителям организаций и учреждений центрального подчинения МЧС России:

планировать и организовывать подготовку личного состава, привлекаемого на комплексные тренировки, ППУ, рабочих мест к выполнению задач по предназначению;

уточнять планы оповещения и взаимодействия органов управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС;

уточнять порядок информационного обмена, привлекаемых сил и средств РСЧС к ликвидации последствий ЧС;

перед каждой тренировкой со всем личным составом, привлекаемым на комплексные тренировки, проводить занятия и инструктажи по требованиям безопасности и порядку проведения комплексных тренировок;

планирующие, директивные (распорядительные), отчетно-информационные, графические документы в ходе комплексных тренировок отрабатывать согласно табелю срочных донесений МЧС России;

организовать взаимодействие с ГИБДД по сопровождению колон к местам тренировки (погрузки);

отчетные материалы по проведению тренировок, информационные материалы по ППУ территориальных органов МЧС России представлять в НЦУКС в день проведения к 16.00 (мск).

Готовность к проведению комплексных тренировок – еженедельно по четвергам в соответствии с планом-графиком проведения комплексных тренировок.

Основополагающим документом при планировании комплексных тренировок, тренировок с оперативным штабом на основе которого готовятся все до­кументы по тренировке, является замысел (приложение № 6), разрабатываемый на карте (плане) с приложением пояснительной записки.

В пояснительной записке (приложение № 7) к замыслу комплексной тренировке, к тренировке с оперативным штабом излагаются: тема, учебные цели, район (место или объект) проведения учения, со­став обучаемых; исходная обстановка и замысел проведения тренировок; порядок проведения тренировки; порядок отработки учебных вопросов; организация руководства тренировки; разбор тренировки.

При подготовке комплексной тренировки, к тренировке с оперативным штабом кроме замысла учения, разрабатываются следующие документы: организационные, учебно-методические и оперативные.

К основным организационным документам относятся: приказ (указа­ние) о мероприятиях по подготовке и проведению тренировки; календарный план подготовки тренировки; организационные указания по подготовке и проведению тренировки; схема организации руководства учением; план рекогносцировки рай­она учения.

Приказ (указание) о мероприятиях по подготовке и проведению уче­ния издается, заблаговременно до начала тренировки. В нём указывают­ся: тема тренировки; сроки и продолжительность ее проведения; состав участни­ков; состав руководства и посреднического аппарата; состав рабочей группы по подготовка к тренировке; сроки разработки и утверждения основных документов по подготовке к тренировке; сроки и порядок подготовки руководства тренировки, по­среднического аппарата и участников тренировки; задачи должностным липам и структурным подразделениям по подготовке к тренировке; основные вопросы все­стороннего обеспечения участников тренировки и другие вопросы. Приказ (указание) доводится до должностных лиц, привлекае­мых к тренировке, в части касающейся.

Календарный план (приложение № 8)  проведения тренировок с оперативным штабом РЦ и ГУ, комплексных тренировок  с ОДС, ОГ НЦУКС, ППУ, ОДС, ОШ, ОГ РЦ и ГУ, местными гарнизонами пожарной охраны, оперативными группами спасения спасательных воинских формирований и учреждений центрального подчинения МЧС России, органами управления  функциональных и территориальных подсистем РСЧС при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера готовится заблаговременно на следующие полугодие. В нём указывают­ся даты проведения тренировок на полугодие.

Тематический план (приложение № 9)  проведения тренировок с оперативным штабом РЦ и ГУ, комплексных тренировок с ОДС, ОГ НЦУКС, ППУ, ОДС, ОШ, ОГ РЦ и ГУ, местными гарнизонами пожарной охраны, оперативными группами спасения спасательных воинских формирований и учреждений центрального подчинения МЧС России, органами управления  функциональных и территориальных подсистем РСЧС при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера готовится заблаговременно на следующие полугодие. В нём указывают­ся планируемые темы проведения по комплексным тренировкам.

План-график (приложение № 10)  проведения комплексных тренировок с ОДС, ОГ НЦУКС, ППУ, ОДС, ОШ, ОГ РЦ и ГУ, местными гарнизонами пожарной охраны, оперативными группами спасения спасательных воинских формирований и учреждений центрального подчинения МЧС России, органами управления  функциональных и территориальных подсистем РСЧС при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера готовится заблаговременно на следующие полугодие. В нём указывают­ся: дата проведения тренировок; наименование регионального центра (субъекта РФ); номер темы в соответствии с тематическим планом; наименование темы в соответствии с тематическим планом.

Организационные указания (приложение № 11)разрабатываются в соответствии с замыс­лом подготовки тренировки и доводится до обучаемых в части, их касающейся, не позднее одного месяца до начала тренировок  чтобы предоставить исполнителям больше времени для целеустремлен­ной и своевременной подготовки к тренировке.

Для обеспечения проведения тренировки разрабатываются следующие учебно-методические документы: план-календарь проведения тренировки; оперативное задание; план наращи­вания обстановки в ходе тренировки, частные планы работы заместителей (помощников) руководителя тренировки, посредников и другие до­кументы.

План-календарь (приложение № 12) проведения тренировки с оперативным штабом, комплексной тренировки разрабатывается для обеспечения плановой и организованной работы руководства и посреднического аппарата в ходе тренировки. В нем в краткой форме по этапам и дням учения отражаются общая последовательность проведения тренировки, порядок работы руководства, посреднического аппарата и обучаемых по основным вопросам тренировки с ука­занием времени на их отработку, в том числе выполнения практических ме­роприятий, время начала и окончания тренировки, время проведения общего и частных разборов. Степень детализации плана-календаря проведения тренировки зависит от масштаба и целей тренировки, состава его участников, уровня подго­товки штаба руководства и посредников.

Оперативное задание (приложение № 13) является исходным документом для обучаемых и предназначено для ввода их в обстановку к началу тренировок и проведения под­готовительных мероприятий. Оно разрабатывается для всех должностных лиц, привлекаемых на учение. Основными разделами оперативного задания обычно являются: общая обстановка; частная обстановка; справочные данные и что исполнить.

Оперативное задание, как правило, вручается обучаемым не позже, чем за пять дней до начала учения.

План наращивания обстановки (приложение № 14) является документом, определяющим содержание и порядок вручения вводных в соответствии с планом-календарем проведения учения. В нем указываются время доведения инфор­мации (вводных), ее содержание, кто выдает, в роли кого и кому доводится информация, способ передачи. При этом информация по обстановке переда­ется из тех источников, теми способами, в таких объемах и форме, в которых она может поступать в реальных условиях.

Вводные (приложение № 15) является документом, кратко описывающим обстановку сложившейся при ЧС (происшествии).

Анализ (приложение № 16) проведения комплексной тренировки с ОДС, ОГ НЦУКС, ППУ МЧС России, ОДС, ОШ, ОГ, ППУ ЦУКС РЦ, ГУ МЧС России по субъектам РФ. Анализ проводится руководителем тренировки. На него привлекают­ся: руководство тренировки, посреднический аппарат. Решающее значение для оценки действий обучаемых в ходе проведения тренировки имеют вопросы отработки паспортов территорий в соответствии с методическими рекомендациями.

Частные планы работы заместителей (помощни­ков) руководителя тренировки и посредников разрабатываются текстуально исходя из замысла и с уче­том плана-календаря проведения тренировки и плана работы руководителя. При необходимости к плану может прилагаться карта или схема (план) действий обучаемых. В частных планах обычно указываются: тема; учебные цели для соответствующих категорий обучаемых; состав должностных лиц, органов управления и сил РСЧС, привлекаемых на тренировку; этапы учения, их продолжительность по оператив­ному и астрономическому времени; учебные вопросы и время на их отработ­ку; обстановка по этапам (содержание вводных); порядок работы заместителя (помощника) руководителя учения; действия посредников и обучаемых при отработке учебных вопросов; сроки представления докладов; время начала и окончания тренировки, проведения общего и частных разборов тренировки. Частные планы согласовываются с начальником штаба руководства и утверждаются руководителем тренировки. Частный план работы старшего посредника является основным документом для подчиненных ему посредников.

К оперативным документам, разрабатываемым при подготовке и в ходе тренировки, относятся документы, которые высылаются вышестоящим руководством.

Оперативные документы по своему содержанию и структуре разраба­тываются в соответствии с нормативными документами, действующими в системе МЧС России.

Перечень документов, разрабатываемых при подготовке к тренировке, в зависимости от обстановки, может быть сокращен или расширен по решению руководителя тренировки.

 

 

 

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящие методические рекомендации по планированию, подготовке и проведению, контролю учений и тренировок в системе МЧС России должны являться основой для планирования и проведения учений.

Изложенный в настоящих рекомендациях материал следует приме­нять творчески, исходя из конкретных задач подготовки.

Опираясь на положения данных Рекомендаций, необходимо вести по­стоянную работу по дальнейшему совершенствованию планирования, организации и мето­дики проведения учений и тренировок, а также контролю проведения учений и тренировок.