МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по планированию, организации и проведению мероприятий оперативной подго-товки с оперативными дежурными сменами, оперативными штабами, оператив-ными группами, ППУ региональных центров и главных управлений, оперативными группами с
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение.
- Общие положения.
2.1. Основные задачи оперативной подготовки.
2.2. Основные мероприятия оперативной подготовки.
2.3. Периодичность проведения мероприятий оперативной подготовки.
2.4. Основные формы оперативной подготовки органов управления Ф и ТП РСЧС.
2.5. Основные формы подготовки ЦУКС территориальных органов МЧС России.
- Порядок планирования, подготовки и проведения мероприятий оперативной подготовки.
3.1. Планирование мероприятий оперативной подготовки.
3.2. Проверка проведения мероприятий оперативной подготовки.
3.3. Командно-штабные учения (командно-штабные тренировки).
3.3.1. Подготовка командно-штабных учений.
3.3.2. Разработка документов командно-штабных учений.
3.3.3. Проведение командно-штабных учений.
3.3.4. Отработка учебных вопросов по этапам учения.
3.3.5. Наращивание обстановки.
3.3.6. Проведение практических мероприятий.
3.3.7. Подведение итогов командно-штабных учений.
3.4. Особенности организации и проведение специальных учений.
3.5. Тренировки с оперативными штабами и комплексные тренировки.
- Заключение.
- I. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с постановлением Правительства от 4.09.2003 года № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», организационно-методическими указаниями по подготовке территориальных органов, спасательных воинских формирований, подразделений федеральной противопожарной службы, образовательных учреждений и организаций МЧС России в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, на объектах ведения горных работ, а также работ в подземных условиях на 2011-2013 годы, изменениями в организационно – методические указания по подготовке территориальных органов, спасательных воинских формирований, подразделений федеральной противопожарной службы, образовательных учреждений и организаций МЧС России в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, на объектах ведения горных работ, а также работ в подземных условиях на 2011 – 2013 годы от 7.12.2010 № 2-4-60-14-14, организационными указаниями по подготовке и проведению комплексных тренировок с оперативными дежурными сменами, оперативными штабами, оперативными группами, ППУ региональных центров и главных управлений, местными гарнизонами пожарной охраны, оперативными группами спасения организаций и учреждений центрального подчинения МЧС России органов управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС, наставлением по организации и проведению ТСУ, КШУ, КУ, (ОТ).
II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Основной задачей оперативной подготовки считать подготовку органов управления и сил МЧС России к выполнению задач по предназначению в мирное и военное время.
При организации оперативной подготовки в МЧС России основное внимание сосредоточить на подготовке и принятии решения, постановке задач органам управления и силам МЧС России, планировании, подготовке и проведении мероприятий; контроле со стороны вышестоящего органа управления за ходом их выполнения.
2.2. Основными мероприятиями оперативной подготовки считать:
всероссийский сбор по подведению итогов деятельности РСЧС, выполнению мероприятий ГО в текущем году и постановке задач на следующий год;
всероссийское совещание по вопросам ГО и защиты населения с главами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их заместителями - председателями КЧС субъектов Российской Федерации) и руководителями федеральных органов исполнительной власти;
учебно-методические сборы в федеральных органах исполнительной власти по подведению итогов деятельности функциональных подсистем РСЧС, выполнению мероприятий ГО в текущем году и постановке задач на следующий год;
учебно-методический сборы с заместителями начальников региональных центров по оперативным вопросам;
учебно-методические сборы в региональных центрах МЧС России по подведению итогов деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в текущем году и постановке задач на следующий год с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, находящимися в пределах соответствующих федеральных округов;
учебно-методические сборы в субъектах Российской Федерации по подведению итогов деятельности территориальных подсистем РСЧС этих субъектов Российской Федерации, выполнению мероприятий ГО в текущем году и постановке задач на следующий год;
обучение специалистов оперативных дежурных смен ЦУКС всех уровней на основе единого программного и технического обеспечения;
обучение (переподготовка) специалистов ЕДДС для обеспечения перехода на единый номер вызова оперативных служб «112».
2.3. Периодичность проведения мероприятий оперативной подготовки определить:
1. Командно-штабные учения продолжительностью до 3 суток проводятся:
в федеральных органах исполнительной власти и в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации - 1 раз в 2 года;
в органах местного самоуправления - 1 раз в 3 года.
2. Командно-штабные учения или штабные тренировки:
ворганизациях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 1 суток.
3. Тактико-специальные ученияпродолжительностью до 8 часов проводятся:
с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (далее именуются - формирования) организаций 1 раз в 3 года;
с участием формирований постоянной готовности - 1 раз в год.
4. Комплексные учения:
в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты - 1 раз в 3 года до 2 суток;
в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек - 1 раз в 3 года до 2 суток;
в других организациях 1 раз в 3 года проводятся тренировки продолжительностью до 8 часов.
5. Тренировки в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования проводятся ежегодно.
6. Командно-штабная тренировка по вопросам управления силами и средствами МЧС России и РСЧС с обязательной отработкой вопросов перевода на работу в условиях военного времени - два раза в год (в начале каждого периода обучения).
7. Тренировка оперативного штаба по ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального центра по тематике прогнозируемых ЧС – ежеквартально.
8. Тренировка с органами повседневного управления функциональных подсистем (федеральных органов исполнительной власти) – ежеквартально.
6. Тренировка оперативного штаба по ликвидации чрезвычайных ситуаций Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации по тематике прогнозируемых ЧС – ежемесячно.
7. Комплексные тренировки с ОДС, ОГ НЦУКС, ППУ, ОДС, ОШ, ОГ РЦ и ГУ, местными гарнизонами пожарной охраны, оперативными группами спасения спасательных воинских формирований и учреждений центрального подчинения МЧС России, органами управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - еженедельно по четвергам.
2.4. Основными формами оперативной подготовки органов управления Ф и ТП РСЧС определить командно-штабные учения (далее – КШУ) и командно-штабные (штабные) тренировки (далее – КШТ (ШТ)), тренировки НЦУКС, ЦУКС территориальных органов МЧС России с органами повседневного управления функциональных подсистем, а также сборы,групповые и практические занятия.
Последовательность выполнения упомянутых мероприятий определить:
для федеральных органов исполнительной власти:
тренировки c рабочей группой Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на базе Национального центра управления в кризисных ситуациях - 2 раза в год;
тренировки НЦУКС, ЦУКС территориальных органов МЧС России с органами повседневного управления функциональных подсистем (федеральных органов исполнительной власти) - ежеквартально;
подведение итогов с оперативными службами органов повседневного управления по организации взаимодействия при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на базе Национального центра управления в кризисных ситуациях, ЦУКС территориальных органов МЧС России - ежеквартально;
для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
тренировки комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности - ежеквартально;
тренировки НЦУКС, ЦУКС территориальных органов МЧС России с органами повседневного управления функциональных подсистем (федеральных органов исполнительной власти) - ежеквартально;
для органов местного самоуправления:
тренировки комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности – ежеквартально;
тренировки ЕДДС муниципальных образований с оперативными дежурными сменами ЦУКС территориальных органов МЧС России - ежедневно.
Учения и тренировки по выполнению задач в области защиты населения и территорий от ЧС, в том числе вызванных террористическими актами, проводить с периодичностью и продолжительностью, определенными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Проводить двухстепенные (многостепенные) учения (тренировки). В год, когда не проводится КШУ, проводить КШТ (ШТ).
Участие нижестоящих организаций (территориальных органов) в двухстепенных (многостепенных) учениях (тренировках) засчитывать как проведенные в текущем году КШУ (КШТ).
При проведении учений и тренировок особое внимание уделить оценке реальности имеющихся планов:
ГО и защиты населения субъекта РФ (администрации, организации);
действий (взаимодействия) субъекта РФ (администрации, организации) по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
основных мероприятий субъекта РФ (администрации, органа управления, организации) на год;
организации взаимодействия при ликвидации ЧС НЦУКС, ЦУКС территориальных органов МЧС России с органами повседневного управления функциональных подсистем (федеральных органов исполнительной власти);
выполнения мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению и эвакуации населения.
При планировании учений и тренировок предусматривать выполнение мероприятий по приведению органов управления, сил ГО и РСЧС в различные степени готовности, переводу ГО на работу в условиях военного времени, защиты населения и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, ликвидации последствий террористических актов во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Темы учений и тренировок определять, исходя из особенностей регионов и задач, выполняемых функциональными и территориальными подсистемами РСЧС.
При подготовке и проведении учений и тренировок совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации выделять в состав штаба руководства заместителя руководителя учений (начальника штаба руководства) и оперативные группы (по согласованию).
В целях проверки готовности территориальных подсистем РСЧС, координации действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, в том числе на межрегиональном уровне, в соответствующих федеральных округах, региональным центрам МЧС России установленным порядком планировать и проводить:
мероприятия оперативной подготовки с органами управления, силами ГО и территориальных подсистем РСЧС субъектов Российской Федерации, исходя из их продолжительности и периодичности;
не менее двух КШУ в год продолжительностью до 3 суток с органами управления территориальных подсистем РСЧС и ГО субъектов Российской Федерации с привлечением соответствующих территориальных органов МЧС России по субъектам Российской Федерации, оперативных групп спасения спасательных воинских формирований (далее - СВФ), подразделений федеральной противопожарной службы (далее – ФПС), государственной инспекции по маломерным судам (далее - ГИМС) и военизированных горно-спасательных частей (далее - ВГСЧ).
2.5. Основными формами подготовки ЦУКС территориальных органов МЧС России определить в соответствии с изменениями в организационно – методические указания по подготовке территориальных органов, спасательных воинских формирований, подразделений федеральной противопожарной службы, образовательных учреждений и организаций МЧС России в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, на объектах ведения горных работ, а также работ в подземных условиях на 2011 – 2013 годы от 7.12.2010 № 2-4-60-14-14.
При проведении командно – штабных учений (командно – штабных тренировок) с территориальными органами РСЧС, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации практиковать решение отдельных задач оперативными дежурными сменами ЦУКС территориальных органов МЧС России с привлечением руководящего состава ГУ МЧС России, региональных центров с использованием видеоконференцсвязи.
- III. ПОРЯДОК ПЛАНИРОВАНИЯ, ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ
ТРЕНИРОВОК (УЧЕНИЙ)
3.1. Планирование мероприятий оперативной подготовки.
При планировании учений и тренировок предусматривать выполнение мероприятий по приведению органов управления, сил и средств РСЧС в различные степени готовности, защиты населения и территорий от ЧС, защиты населения и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, ликвидации последствий террористических актов во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Темы учений и тренировок определять исходя из особенностей регионов и задач, выполняемых функциональными и территориальными подсистемами РСЧС, учитывая специфику ЧС, произошедших на территории региона, имеющихся рисков и ежедневных прогнозов.
Ежемесячно, к 25 числу представлять сведения об учениях и тренировках территориальной подсистемы РСЧС федерального округа и сведения о запланированных учениях (тренировках) территориальной и функциональных подсистемах РСЧС в федеральном округе МЧС России на следующий месяц в соответствии с указанием начальника Национального центра от 14.08.2009 года № 10-02-398 (Приложения № 1 и 2).
3.2. Проверка проведения мероприятий оперативной подготовки.
Региональным центрам организовать проверку проведения учений (тренировок) в функциональных и территориальных подсистемах РСЧС субъектов Российской Федерации в соответствии с планом проверки хода проведения учений (тренировок) в территориальных и функциональных подсистемах РСЧС субъектов Российской Федерации в текущем месяце. (Приложение № 3)
В ходе учений отрабатывать вопросы ликвидации ЧС, вызванных природными явлениями, катастрофами и другими стихийными бедствиями, техногенными авариями (в том числе на водных объектах, водном транспорте).
При подготовке и проведении учений и тренировок совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации выделять в состав штаба руководства заместителя руководителя учений (начальника штаба руководства) и оперативные группы (по согласованию).
Ежемесячно, к 25 числу представлять сведения по оснащенности оперативных групп местных гарнизонов пожарной охраны федерального округа средствами передачи информации с места пожара или проведения аварийно-спасательных работ в соответствии с указанием начальника Национального центра от 26.07.2009 года № 10-02-1324, согласно ведомости контроля оснащенности оперативных групп местных гарнизонов пожарной охраны техническими средствами передачи информации с места пожара или проведения АСР (Приложение № 4). Данную ведомость использовать в работе с января 2012 года, представлять установленным порядком, а также отправлять на почтовый ящик СОД НЦУКС (ведомственной сети ИНТРАНЕТ). Подтверждать прием сведений по телефону: 8-495-212-06-85; 378-66-85 (начальник оперативной группы ОДС НЦУКС).
Мероприятия оперативной подготовки, проводимые региональными центрами МЧС России в федеральных округах, целесообразно совмещать с мероприятиями, проводимыми в субъектах Российской Федерации или проводимыми другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, с целью уменьшения материальных затрат и отрыва специалистов от основных видов деятельности.
3.3. Командно-штабные учения (командно-штабные тренировки).
Командно-штабные учения (КШУ) являются высшей формой совместного обучения руководящего состава и органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, комиссий по чрезвычайным ситуациям, сил и средств РСЧС. Сущность командно-штабного учения заключается в том, что на фоне созданной учебной обстановки обучаемые в составе органов управления выполняют комплекс присущих их должностным обязанностям задач по руководству силами и средствами в соответствии с темой и целями учения.
Основными целями КШУ являются:
совершенствование практических навыков должностных лиц органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в организации применения сил и средств, в управлении ими при ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время и решении задач гражданской обороны;
достижение слаженности в работе органов управления и сил различных уровней при решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнении мероприятий гражданской обороны;
совершенствование вопросов взаимодействия с органами, осуществляющими управление гражданской обороной, а также органами управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС;
проверка реальности планов (расчётов) в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
исследование проблемных вопросов гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
КШУ классифицируются: по уровню проведения - федеральные, региональные, территориальные, местные и объектовые; по назначению - плановые, показные, опытные (исследовательские), проверочные; по методу проведения - на картах и на местности с проведением практических мероприятий; по числу привлекаемых органов управления - одностепенными и многостепенными.
На одностепенные учения привлекается руководящий состав одного органа управления, например, областного.
На многостепенные учения привлекается руководящий состав двух и более органов управления, например, областного, городского и районного.
В целях более полной и всесторонней проверки реальности разработанных планов действий, определения готовности сил и средств к выполнению задач, на КШУ могут привлекаться силы гражданской обороны, территориальных и функциональных подсистем РСЧС и их звеньев для проведения с ними комплексных и тактико-специальных учений в соответствии с общим замыслом КШУ.
В ходе КШУ органы управления размещаются, как правило, на городских пунктах управления и используют существующие средства связи и обмена информацией. При необходимости могут развёртываться дополнительные средства связи. В некоторых случаях (при отработке вопросов химических и радиационных аварий, а также тем военного времени) органы управления могут находиться на запасных и подвижных пунктах управления.
3.3.1. Подготовка командно-штабных учений.
Проведению КШУ предшествует большой комплекс разнообразных и тщательно спланированных подготовительных мероприятий, осуществляемый участвующими в учении руководящим составом, органами управления и силами. Подготовка учения и его проведение является неразрывным процессом. В результате выполнения всего комплекса подготовительных мероприятий участники КШУ должны выйти на учение в готовности к выполнению задач и обязанностей, предусмотренных планами гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Подготовка КШУ включает: уяснение исходных данных; принятие решения руководителем учения по основным вопросам подготовки и проведения КШУ и постановку задач органам управления и силам на подготовку и участие в учении; разработку документов по учению и организацию его всестороннего обеспечения; подготовку руководства, штаба руководства и посреднического аппарата; развертывание системы управления руководства учением; подготовку обучаемых органов управления и привлекаемых сил и средств.
Подготовка КШУ начинается заблаговременно с уяснения его руководителем исходных данных.
Такими данными могут быть: требования организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил и средств РСЧС: задачи, поставленные в приказах МЧС России; требования руководящих документов по оперативной подготовке, тема учения, сроки его проведения, состав привлекаемых органов управления, сил и средств; уровень подготовки органов управления; выводы из опыта проведенных учений; анализ обстановки в регионе и др.
3.3.2. Разработка документов командно-штабных учений.
Основополагающим документом, на основе которого готовятся все документы по учению, является замысел учения (приложение № 5), разрабатываемый на карте (плане) с приложением пояснительной записки.
На карте замысла отображаются: тема, учебные и исследовательские цели, сроки проведения; место проведения; состав обучаемых; этапы учения, их наименование и продолжительность по астрономическому и оперативному времени; учебные вопросы каждого этапа; обстановка к началу учения; замысел действий и задачи обучаемых органов управления, сил и средств МЧС России и РСЧС; положение, задачи взаимодействующих сил и средств; основные элементы ожидаемого решения обучаемых, создаваемая при этом группировка сил, направление сосредоточения основных усилий; положение сил по обстановке оперативных скачков; районы (места) проведения и основное содержание практических мероприятий; районы проведения тактико-специальных учений, проводимых в рамках командно-штабного учения, и другие данные, влияющие на отработку учебных вопросов.
Обстановка, которая не отображается на карте графически, может показываться в таблицах. Она может содержать сведения о чрезвычайной ситуации (вооруженном конфликте), данные о численности населения и его обеспеченности средствами индивидуальной защиты, об объемах аварийно-спасательных и других неотложных работ, о наличии и характеристиках сети аэродромов, железнодорожных станций, морских и речных портов, возможности сил гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС и другие данные. Эти таблицы и другие справочные материалы используются руководством и посредниками для создания обстановки, соответствующей замыслу учения и позволяют объективно оценивать состояние готовности обучаемых сил.
При подготовке замысла учения важно выбрать масштаб карты, причем таким образом, чтобы с одной стороны максимально подробно отобразить все необходимые данные, показать места расположения и действия органов управления и сил, принимающих участие в учении, разместить графическую и текстуальную информацию, а с другой стороны - обеспечить удобство работы с ней.
При разработке замысла учения создается обстановка на одну-две ступени выше обучаемого органа управления.
В пояснительной записке к замыслу учения излагаются: тема, учебные и исследовательские цели, район (место или объект) проведения учения, состав привлекаемых органов управления и сил; общий замысел проведения учения; оперативный фон, на котором проводится учение; порядок проведения учения с раскрытием каждого этапа, его продолжительность, отрабатываемые учебные вопросы, краткое содержание оперативной обстановки к началу каждого этапа и характер действий сил в течение этапа, порядок отработки учебных вопросов; практические мероприятия; организация руководства учением и состав посреднического аппарата; место, время и порядок проведения разбора учения.
При подготовке командно-штабного учения, кроме замысла учения, разрабатываются следующие документы: организационные, учебно-методические и оперативные.
К основным организационным документам относятся: приказ (указание) о мероприятиях по подготовке и проведению учения; календарный план подготовки учения; организационные указания по подготовке и проведению учения; схема организации руководства учением; план рекогносцировки района учения.
Приказ (указание) о мероприятиях по подготовке и проведению учения издается, как правило, за два месяца до начала учения. В нём указываются: тема КШУ; сроки и продолжительность его проведения; состав участников; состав руководства и посреднического аппарата; состав рабочей группы по подготовка КШУ; сроки разработки и утверждения основных документов по подготовке КШУ; сроки и порядок подготовки руководства КШУ, посреднического аппарата и участников учения; задачи должностным лицам и структурным подразделениям по подготовке учения; основные вопросы всестороннего обеспечения участников учения и другие вопросы. Приказ (указание) доводится до руководящего состава органов управления, привлекаемых к учению, в части касающейся.
Календарный план подготовки учения разрабатывается в целях организации работы должностных лиц и органов управления по непосредственной подготовке учения. В плане отражается перечень организационных мероприятий по подготовке учения, последовательность и сроки разработки основных документов, порядок и сроки подготовки к учению руководства и посредников, а также сроки проведения мероприятий и ответственные за их выполнение. Календарный план подготовки учения может являться одним из приложений к приказу (указанию) о мероприятиях по подготовке и проведению учения или разрабатываться как самостоятельный документ.
Организационные указания разрабатываются в соответствии с замыслом и календарным планом подготовки учения и доводятся до обучаемых в части, их касающейся, не позднее одного месяца до начала учения после принятия решения по основным вопросам подготовки и проведения учения, с тем, чтобы предоставить исполнителям больше времени для целеустремленной и своевременной подготовки к учению. Обычно организационные указания разрабатываются после проведения рекогносцировки районов (мест, объектов) учения.
В организационных указаниях определяются: тема учения и время его проведения; состав руководства учением и привлекаемых органов управления, сил и средств РСЧС; порядок проведения тактико - специальных учений, если они проводятся в рамках командно-штабного учения; перечень и цели практических мероприятий; задачи но подготовке к учению; порядок обеспечения мер безопасности и другие вопросы, исходя из особенностей региона; форма одежды для участников учения.
Схема организации руководства учением разрабатывается графически. На ней, как правило, указываются руководитель учения, его заместители (помощники), начальник штаба и штаб руководства, посредники, группы розыгрыша, организационная, подготовки разбора, организации исследований и др., а также привлекаемые на учение органы управления и сил и средств РСЧС. На схеме отражается количественный состав руководства и посредников, наименование структурных подразделений, от которых они выделяются.
После определения замысла КШУ может проводиться рекогносцировка района (места или объекта) проведения учения. Для проведения рекогносцировки могут привлекаться заместители (помощники) руководителя учения, начальник штаба руководства и необходимое количество сотрудников штаба руководства и рабочей группы по подготовке КШУ.
План рекогносцировки района учения разрабатывается текстуально (на карте, схеме). В нём отражаются: цель рекогносцировки, состав рекогносцировочной группы, место, время и порядок проведения рекогносцировки, вопросы, подлежащие решению, порядок перемещения рекогносцировочной группы.
В ходе рекогносцировки уточняются замысел учения, последовательность отработки учебных вопросов, объем, места и время проведения практических мероприятий, порядок их подготовки, уточняются вопросы управления, оцениваются возможности средств связи и оповещения, проводится изучение и анализ планирующих и других документов по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организуется заслушивание соответствующих должностных лиц по подготовке к учению, определяются места размещения штаба руководства, пунктов управления обучаемых органов управления и сил, решаются другие вопросы.
По результатам рекогносцировки руководитель учения дает указания по дальнейшей разработке материалов учения с учетом уточненных в ходе рекогносцировки исходных данных.
Для обеспечения проведения учения разрабатываются следующие учебно-методические документы: сценарий развития чрезвычайной ситуации; план-календарь проведения учения; оперативное задание; план наращивания обстановки в ходе учения, план проведения практических мероприятий; план организации и проведения исследований; частные планы работы заместителей (помощников) руководителя учения, посредников и другие документы
Сценарий развития чрезвычайной ситуации разрабатывается с учетом темы предстоящего учения и отрабатываемых учебных вопросов, а также на основе анализа чрезвычайных ситуаций, характерных для данной местности, мониторинга и прогнозирования развития возможной обстановки, наличия потенциально опасных объектов и других исходных данных. Подготовку сценария развития чрезвычайной ситуации целесообразно поручать специалистам, в зависимости от направленности рассматриваемых вопросов, широко привлекать для этой работы сотрудников научно-исследовательских учреждений и обучающих организаций.
План-календарь проведения учения разрабатывается для обеспечения плановой и организованной работы руководства и посреднического аппарата в ходе учения. В нем в краткой форме по этапам и дням учения отражаются общая последовательность проведения учения, порядок работы руководства, посреднического аппарата и обучаемых по основным вопросам учения с указанием времени на их отработку, в том числе выполнения практических мероприятий, время начала и окончания учения, время проведения общего и частных разборов. Степень детализации плана-календаря проведения учения зависит от масштаба и целей учения, состава его участников, уровня подготовки штаба руководства и посредников.
Оперативное задание является исходным документом для обучаемых и предназначено для ввода их в обстановку к началу учения и проведения подготовительных мероприятий. Оно разрабатывается для всех органов управления, привлекаемых на учение. Основными разделами оперативного задания обычно являются: общая обстановка; частная обстановка; справочные данные и что исполнить.
В разделе «Общая обстановка» кратко излагаются социально-политическая обстановка, физико-географические, климатические характеристики региона, потенциальные опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
В разделе «Частная обстановка» указывается состояние органов управления, подчиненных и взаимодействующих сил и средств РСЧС.
Обстановка в задании излагается с такой степенью детализации, которая помогает обучаемым оценить и анализировать обстановку, провести необходимые оперативно-тактические расчеты, осуществить на их основе практические мероприятия по снижению возможных разрушений и потерь, защите населения в случае возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий.
В разделе «Справочные данные» указываются те особенности обстановки, которые в отличие от реальной обстановки нельзя самостоятельно учесть обучаемым без указаний руководства, а также допускаемые условности.
В разделе «Исполнить» ставятся задачи: что изучить, оценить и исполнить, к чему быть готовым в ходе учения.
К оперативному заданию может прилагаться карта исходной обстановки.
Оперативное задание, как правило, вручается обучаемым не позже, чем за пять дней до начала учения.
План наращивания обстановки является документом, определяющим содержание и порядок вручения вводных в соответствии с планом-календарем проведения учения. В нем указываются время доведения информации (вводных), ее содержание, кто выдает, в роли кого и кому доводится информация, способ передачи. При этом информация по обстановке передается из тех источников, теми способами, в таких объемах и форме, в которых она может поступать в реальных условиях.
План проведения практических мероприятий разрабатывается в целях детального планирования этих мероприятий, определения их объема и порядка проведения. В нем обычно указываются наименование мероприятий, их содержание, время и место проведения, привлекаемые силы и средства, ответственные за организацию, проведение и контроль за исполнением. План проведения практических мероприятий утверждается руководителем учения.
План организации и проведения исследований разрабатывается для целенаправленного проведения исследований в ходе учений. В нем излагаются: цели исследований; проблемы и вопросы исследований; ответственные исполнители за исследование конкретных вопросов; порядок организации исследований до начала и в ходе учения; порядок представления донесений и обобщение результатов исследований. К плану исследований прилагается расчет состава исследовательских групп. Кроме того, заранее разрабатываются задания на проведение исследований и карточки экспериментов.
Частные планы работы заместителей руководителя учения (помощников) и посредников разрабатываются текстуально исходя из замысла и с учетом плана-календаря проведения учения и плана работы руководителя. При необходимости к плану может прилагаться карта или схема (план) действий обучаемых. В частных планах обычно указываются: тема; учебные цели для соответствующих категорий обучаемых; состав органов управления и сил, привлекаемых на учение; этапы учения, их продолжительность по оперативному и астрономическому времени; учебные вопросы и время на их отработку; обстановка по этапам (содержание вводных); порядок работы заместителя (помощника) руководителя учения; действия посредников и обучаемых при отработке учебных вопросов; сроки представления докладов; время начала и окончания учения, проведения общего и частных разборов учения. Частные планы согласовываются с начальником штаба руководства и утверждаются руководителем учения. Частный план работы старшего посредника является основным документом для подчиненных ему посредников.
К оперативным документам, разрабатываемым при подготовке и в ходе учения, относятся документы, которые высылаются в органы управления вышестоящим руководством: директивы, приказы, распоряжения, в том числе по видам обеспечения, таблица сигналов, табель срочных донесений и др.
Оперативные документы по своему содержанию и структуре разрабатываются в соответствии с нормативными документами, действующими в системе МЧС России.
Перечень документов, разрабатываемых при подготовке к учению, в зависимости от обстановки, может быть сокращен или расширен по решению руководителя учения.
3.3.3. Проведение командно-штабных учений.
Проведение учения с отработкой задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнению мероприятий гражданской обороны является наиболее сложным и ответственным этапом в работе руководителя учения, его заместителей, штаба руководства, посреднического аппарата и всех обучаемых.
Командно-штабные учения в зависимости от темы и учебных целей могут: начинаться в местах постоянной дислокации или после предварительного вывода органов управления и привлекаемых сил в исходные районы по учению или непосредственно на места (объекты) проведения учения.
Началом учения является время вручения оперативной директивы (распоряжения, сигнала) на приведение органов управления и сил в соответствующие степени готовности или информации о факте и последствиях чрезвычайной ситуации.
В целях более рационального использования учебного времени, в зависимости от темы учения и его целей, на многостепенных КШУ нижестоящие органы управления могут подключаться к учению несколько позже, когда вышестоящие штабы выработали решения и готовы поставить силам задачи.
Учение может проводиться непрерывно в отведенные временные сроки, или с перерывами, с объявлением оперативных пауз.
Оперативная пауза может объявляться в ходе учения в целях более детальной проработки наиболее сложных учебных вопросов, вопросов требующих проведения дополнительных исследований, а также в тех случаях, когда обучаемые не отравляются с выполнением поставленных задач вотведённое для этого замыслом учения время. Продолжительность оперативной паузы определяется руководителем учения.
Основным содержанием работы руководства и посреднического аппарата в ходе учения являются: вручение обучаемым директивных документов, подготовленных штабом руководства; рассмотрение (изучение) принятых решений (планов), разработанных обучаемыми документов; наращивание обстановки; изучение методов работы обучаемых на их рабочих местах; контроль за практическими действиями органов управления и сил; оценка деятельности обучаемых должностных лиц и органов управления и сил в целом; исследование проблемных вопросов.
В результате анализа и оценки эффективности решений обучаемых, методов их работы руководство учения и посредники устанавливают, насколько они являются целесообразными, в какой мере отвечают сложившейся обстановке и к каким результатам в реальной обстановке могут привести, определяют их сильные и слабые стороны.
Проверка практических мероприятий выполняемых силами и средствами МЧС России и РСЧС, осуществляется руководством учения и необходимыми специалистами с выездом на места. Опыт проведенных практических мероприятий должен учитываться при корректировке планов гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также других оперативных документов.
По результатам работы обучаемых заместители (помощники) руководителя учения и посредники (в порядке подчиненности) представляют донесения в установленные руководством сроки. Как правило, такие донесения представляются за каждый этап учения, а итоговое – в конце учения.
В донесениях излагаются: положительные и отрицательные стороны в работе начальников (руководителей), органов управления и действиях сил; выводы о слаженности органов управления, подготовленности сотрудников к выполнению своих функциональных обязанностей и оценка их работы; результаты проведенных исследований и другие вопросы. Донесения должны быть краткими и содержать конкретный материал с приведением фактов и цифровых показателей, которые обобщаются штабом руководства и по указанию руководителя учения включаются в разбор.
3.3.4. Отработка учебных вопросов по этапам учения.
В целях обеспечения последовательности выполнения целей учения и сосредоточения усилий на решении главных вопросов, проведение КШУ планируется и проводится по этапам.
Этапы учения определяются исходя из темы учения. Как правило, учения планируются и проводятся в два—три этапа. Этап – это специально выделенная по оперативному и астрономическому времени часть учения, в ходе которой достигается одна или несколько близких по значению учебных целей. В ходе каждого этапа обычно отрабатываются несколько учебных вопросов. Они представляют собой ряд последовательных, логически вытекающих одна отдругой наиболее характерных для данного этапа задач, решаемых обучаемыми. Исходя из этого, содержание учебных вопросов должно определять конкретную практическую работу, которую необходимо выполнить в определенный отрезок времени. Расчет времени на отработку каждого учебного вопроса проводится одновременно с определением содержания и продолжительности этапов учения.
Количество и содержание этапов определяются руководителем учения с таким расчётом, чтобы раскрывалась тема, и достигались цели учения в отведённом для его проведения астрономическом времени.
Астрономическое время – это время, отведённое для отработки учебных вопросов учения в реальном масштабе времени.
Оперативное время – это время, отведённое для отработки учебных вопросов учений в условном масштабе времени, с учётом продолжительности оперативных скачков. Оно в себя включает астрономическое время и временной интервал оперативных скачков.
Оперативный скачок объявляется для ввода обучаемых в новую оперативную обстановку, создаваемую для отработки учебных вопросов на текущем или последующих этапах учения и представляет собой разницу между оперативным и астрономическим временем. В его содержание включается развитие оперативной обстановки (изложение событий) за временной промежуток скачка, которое нельзя показать (отработать) в реальном масштабе времени.
Оперативный скачок объявляется, как правило, в конце одного из этапов, или в ходе этапа. При этом обучаемым вручаются необходимые документы и выделяется время для их изучения и анализа. Показатели и содержание оперативных скачков должны соответствовать обстановке, созданной для проведения учения, времени, необходимому для выполнения силами задач.
На первом этапе учения, как правило, отрабатываются вопросы приведения органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, сил и средств РСЧС в различные режимы функционирования, проводится оповещение и сбор руководящего и личного состава, осуществляется сбор данных обстановки, их оценка и анализ, постановка задач подчиненным органам управления и силам, проверяются вопросы функциональной готовности к действиям по предназначению формирований, привлекаемых на учение. При этом особое внимание руководство учением должно уделять вопросам развертывания и эффективности работы систем управления, организации проведения практических мероприятий по защите населения и территорий, повышения устойчивости работы объектов экономики, снижения запасов АХОВ, приведения в готовность формирований, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, готовности защитных сооружений к приему укрываемых и т.д.
На втором этапе учения, как правило, отрабатываются вопросы управления подчиненными силами и средствами при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, выполнения мероприятий гражданской обороны, проводятся практические мероприятия по защите населения и территорий.
Создаваемые на этом этапе чрезвычайные ситуации должны по своим масштабам и последствиям отличаться друг от друга с тем, чтобы дать практику в реагировании на чрезвычайные ситуации и принятии решений органам управления различных уровней.
Особое внимание на втором этапе обращается на проведение мероприятий по наращиванию усилий сил территориальной подсистемы РСЧС, сил и средств по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, развертыванию в полном объеме органов управления, проведению всех видов разведки, эвакуации (временного отселения) населения.
В ходе проведения учения руководитель КШУ или по его поручению заместители (помощники) руководителя учения могут проводить заслушивания должностных лиц обучаемых органов управления. При этом обучаемые должны показать умение ориентироваться в сложной обстановке.
После отработки всех учебных вопросов руководитель учения объявляет частный отбой, дает указания о подготовке разбора и порядке возвращения в пункты постоянной дислокации. Частный отбой на командно-штабных учениях может быть также объявлен в следующих случаях: когда действия обучаемых не отвечают намеченным учебным целям; если возникает необходимость повторения отдельных учебных вопросов для более качественной их отработки; при грубом нарушении установленных требований безопасности. При этом органы управления и силы прекращают практические действия. В этих случаях руководитель отдает необходимые указания, а после их выполнения обучаемыми продолжает учение.
После того как обучаемые выполнят поставленные задачи, и руководитель учения убедится, что цели учения достигнуты, объявляется отбой учению.
3.3.5. Наращивание обстановки.
Наращивание обстановки осуществляется штабом руководства и посредниками в соответствии с замыслом учения и на основе ранее разработанного плана.
Цели наращивания обстановки определяются на каждый этап учения и должны способствовать достижению целей учения в целом.
Наращивание обстановки должно охватывать весь спектр деятельности органов управления и оказывать прямое воздействие на принятие (уточнение) решений, организацию управления, взаимодействия и всех видов обеспечения. Оно проводится в течение всего учения в реальном масштабе времени с учётом оперативных скачков и принятых обучаемыми решений.
Наращивание обстановки осуществляется: доведением до органов управления и сил сигналов оповещения и управления, распоряжений о приведении в соответствующие степени готовности, приказов и распоряжений от вышестоящих инстанций; вручением вводных (информации) о возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций, о состоянии сил и средств, об изменениях обстановки; получением докладов от подчиненных органов управления и сил о практических действиях и других происходящих в зоне чрезвычайной ситуации событиях; доведением информации от взаимодействующих органов управления.
В ходе отработки учебных вопросов наращивание обстановки проводится таким образом, чтобы обучаемые были вынуждены реагировать на все изменения обстановки, своевременно уточнять свои решения и принимать необходимые меры для успешного выполнения поставленных задач.
Наращивание обстановки проводится, как правило, по техническим средствам связи, с тем чтобы приблизить условия сбора данных обстановки к условиям реальной действительности, и осуществляется с таким расчетом, чтобы обучаемые вносили уточнения в принятые решения и разработанные планы действий, докладывали об этих уточнениях в вышестоящие инстанции, отдавали необходимые распоряжения подчиненным силам.
Руководство учением и посреднический аппарат в свою очередь оценивают уточненные или вновь принятые решения обучаемых с тем, чтобы внести соответствующие коррективы в планы наращивания обстановки для дальнейшей отработки учебных вопросов в ходе учения.
После утверждения руководителем учения соответствующие изменения немедленно доводятся до посредников.
Обстановку напряженности и внезапности целесообразно создавать в период наибольшей интенсивности в работе обучаемых.
3.3.6. Проведение практических мероприятий.
Организация практических мероприятий является одним из наиболее эффективных методов отработки учебных вопросов. Планирование и проведение практических мероприятий необходимо проводить на едином оперативном фоне учения таким образом, чтобы они являлись логическим продолжением и конкретной реализацией решений, принятых органами управления.
Объем и характер практических мероприятий определяется руководителем учения в соответствии с его полномочиями в зависимости от темы, продолжительности учения, состава, уровня подготовки его участников и отражается в Плане практических мероприятий.
Практические мероприятия проводятся в целях совершенствования вопросов управления и взаимодействия, а также тренировки органов управления и сил МЧС России и РСЧС.
Отработка практических мероприятий является одним из способов создания обстановки, приближенной к реальной, и выработке у обучаемых правильного представления о характере и масштабах возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий или применения противником современных средств поражения,
Проведение практических мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на фоне имитации и обозначения последствий аварий на коммунально-энергетических и технологических сетях, катастроф и стихийных бедствий, очагов химического загрязнения и радиационного заражения. Степень имитации разрушений и поражений зависит от учебных целей, особенностей объекта и наличия имитационных средств. Имитация должна соответствовать замыслу учения. Отдельные элементы очагов поражения, особенно второстепенные, могут дополняться средствами обозначения (знаками, указателями).
Для имитации условно пораженных выделяется необходимое количество личного состава или статистов. Для отработки вопросов спасения людей из-под завалов, с верхних этажей горящих зданий или из затопленных подвалов могут использоваться манекены.
Имитацию завалов и разрушений целесообразно создавать на учебном городке, а при его отсутствии – в местах где ведутся строительные работы или сносятся ветхие здания.
Проведение практических мероприятий по вопросам гражданской обороны, таких как развертывание пунктов приема личного состава и техники, сборных эвакуационных пунктов, подготовка защитного сооружения к приему укрываемых и др., целесообразно проводить на реальных объектах с последовательной отработкой всех элементов.
Для проведения практических мероприятий привлекается необходимое количество сил и средств, в том числе формирования связи, радиационной и химической разведки и защиты, охраны общественного порядка, медицинские и т.д.
Особое внимание при этом следует обратить на качественную подготовку личного состава и учебно-материальной базы, слаженность действий органов управления и сил, привлекаемых для проведения практических мероприятий.
3.3.7. Подведение итогов командно-штабных учений.
Разбор учений представляет собой одну из форм анализа и обобщения опыта подготовки органов управления, сил и средств РСЧС и имеет большое воспитательное и практическое значение.
Разбор должен носить творческий характер, органически сочетать глубокий теоретический анализ с конкретным практическим опытом действий органов управления, сил и средств РСЧС по каждому вопросу, выносимому на учение. В основу разбора должны быть положены выводы руководителя учения, утвержденные им доклады его заместителей (помощников) и посредников о действиях на учении органов управления и сил и средств РСЧС и результаты исследований. На разборе необходимо не только перечислять недостатки, слабые места и нерешенные вопросы, но и глубоко вскрывать и анализировать их причины, определять и указывать пути их устранения.
Подготовка разбора должна начинаться заблаговременно до начала учения после утверждения его замысла и вестись параллельно с разработкой основных документов учения. Она осуществляется группой разбора с участием других групп штаба руководства, заместителей (помощников) руководителя учения и посредников. Организацию подготовки разбора учения осуществляет начальник штаба руководства.
Подготовка разбора включает:
изучение замысла и других учебно-методических документов, разработанных для проведения учения;
разработку плана проведения разбора, в котором обычно указываются: цель, время и место проведения разбора; состав привлекаемых на разбор
должностных лиц; порядок проведения разбора, в том числе и время проведения частных разборов;
разработку и доведение до посреднического аппарата методических рекомендаций о порядке представления и содержании предложений для разбора по этапам учения;
сбор, обобщение и анализ материалов в разбор за каждый этап учения и за учение в целом, своевременное их представление в штаб руководства;
подготовку тезисов доклада руководителя учения;
подготовку наглядных иллюстрационных материалов.
До начала учения на основе замысла и плана-календаря проведения учения готовится общая часть разбора, включающая изложение темы, общих целей, этапов, учебных вопросов, общей и частной обстановки, создаваемой для их отработки и достижения учебных целей, другие необходимые данные, которые определяются заранее и не зависят от решения обучаемых, а также теоретические обоснования наиболее важных вопросов, отрабатываемых на учении. Одновременно готовятся иллюстрационные и справочные материалы (карты, схемы, таблицы, графики и т.д.)
В ходе учения осуществляются сбор, систематизация, анализ и обобщение фактического материала по результатам действий обучаемых; завершается разработка теоретической части разбора, подготовка иллюстрационных материалов по наиболее ярким примерам как положительных, так и неудачных действий обучаемых на учении. Для большей поучительности и распространения передового опыта на разборе используются документы, разработанные обучаемыми в ходе учения.
Метод проведения разбора определяется руководителем учения, исходя из масштаба, учебных целей учения и имеющегося времени. Составными частями разбора могут быть общий разбор и частные разборы по категориям обучаемых.
Общий разбор проводится руководителем учения. На него привлекаются: руководство учением, посреднический аппарат и основные должностные лица обучаемых органов управления и сил.
Общий разбор может включать доклад начальника штаба руководства и указания руководителя учения или только доклад руководителя учения.
В докладе начальника штаба руководства обычно излагаются: тема учения; учебные и исследовательские цели; состав привлекаемых органов управления, сил; замысел проведения учения; отработка учебных вопросов по этапам учения; содержание решений обучаемых и их обоснованность; выводы по работе органов управления, организации и поддержанию управления; эффективность взаимодействия, материально - технического и других видов обеспечения; результаты практических действий привлекаемых на учение сил; наиболее характерные и поучительные примеры действий органов управления и сил, а также решения поставленных задач; соблюдение режимных мероприятий.
В указаниях (докладе) руководителя учения, как правило, дается анализ решений и действий обучаемых с указанием положительных сторон и недостатков, их обоснование, делаются выводы, вытекающие из итогов учения, и ставятся задачи по повышению готовности органов управления, сил но ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также по устранению вскрытых недостатков. В заключение руководитель учения дает оценку подготовленности обучаемых начальников (руководителей), должностных лиц и органов управления в целом, а также оценивает действия привлекаемых на учение сил и средств РСЧС, работу штаба руководства и посреднического аппарата. Если на разбор готовится только один доклад руководителя учения, то в нем отражаются также вопросы, включаемые в доклад начальника штаба руководства.
Решающее значение для оценки действий обучаемых, состояния и готовности территориальных и функциональных подсистем РСЧС по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также путей и способов дальнейшего совершенствования этой работы имеет личное, заслушивание руководителем учения кратких докладов, выводов, оценок и предложений заместителей, помощников руководителя учения и старших посредников (посредников) при соответствующих должностных лицах, участвующих на учении.
При определении общих выводов необходимо учитывать не только результаты, установленные в ходе проведенного учения, но и итоги предшествовавших учению проверок, объективные показатели, характеризующие состояние защиты населения и территорий в мирное время и особый период.
Частные разборы проводятся по указанию руководителя учения под руководством заместителей (помощников) руководителя учения с должностными лицами органов управления. На частных разборах проводится детальный анализ действий органов управления и привлекаемых сил; дается оценка должностным лицам и органам управления, которые не оцениваются руководителем учения; определяются и доводятся задачи по устранению выявленных недостатков. Разборы с личным составом привлекаемых сил проводятся отдельно.
Разбор учения проводится непосредственно после его окончания. Если требуется дополнительное время для обобщения результатов исследования и других материалов, то разбор может быть отнесен на несколько суток после окончания учения.
При подведении итогов прошедшего учения руководитель оценивает работу органов управления, при этом может применяться общепринятая в системе подготовки градация оценок:
"отлично" - если обучаемые органы управления показали высокую слаженность в работе, качественно подготовили все документы и участников учения, в ходе учения принимали целесообразные решения, уверенно и непрерывно осуществляли управление, что обеспечило своевременное и в полном объеме выполнение подчиненными силами поставленных задач;
"хорошо" - если обучаемые органы управления показали хорошую слаженность в работе; при разработке документов и подготовке участников учения были допущены незначительные недоработки, принимаемые решения отвечали сложившейся обстановке, в управлении подчиненными силами имели место отдельные перебои, которые не оказали существенного влияния на отработку учебных вопросов и выполнение поставленных задач;
"удовлетворительно" - если обучаемые органы управления работали недостаточно слаженно, принимаемые решения не всегда отвечали сложившейся обстановке, в управлении допускались значительные перебои, которые вместе с тем не привели к срыву выполнения подчиненными силами поставленных задач;
"неудовлетворительно" - если обучаемые органы управления работали неорганизованно, документы и участников учения подготовили плохо, принимаемые решения не отвечали сложившейся обстановке, в связи с чем было сорвано выполнение подчиненными силами поставленных задач, учебные вопросы отработаны не полностью.
3.4. Особенности организации и проведения специальных учений и командно-штабных (штабных) тренировок.
Специальные учения проводятся с целью практической отработки комплекса мероприятий, осуществляемых в интересах решения определенной конкретной задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, слаживания органов управления для проведения специальных мероприятий, а также по обеспечению действий сил и средств РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Специальные учения могут проводиться как самостоятельные учебные мероприятия, либо в комплексе мероприятий, проводимых на определенных этапах подготовки и проведения командно-штабных учений.
Специальные учения, как правило, начинаются с объявления решения (постановки задач) соответствующего начальника на выполнение оперативных задач. А основным содержанием учения может быть отработка только тех вопросов, которые связаны с применением сил и средств и обеспечением их действий.
Основным и наиболее эффективным методом отработки учебных вопросов и достижения целей учения является проведение практических мероприятий.
Подготовка и проведение специальных учений организуются применительно к положениям, изложенным для командно-штабных учений. В зависимости от состава участников и вопросов отрабатываемых на специальном учении перечень разрабатываемых документов может быть уточнен руководителем учения.
Командно-штабные (штабные) тренировки
Тематику командно-штабных (штабных) тренировок и последовательность их проведения целесообразно планировать с таким расчётом, чтобы обеспечивался последовательный переход от простого к сложному.
Продолжительность командно-штабных (штабных) тренировок зависит от объёма решаемых задач, определяется их руководителем и может составлять от нескольких часов до двух суток, а иногда и более.
В целях приобретения практического опыта часть обучаемых в ходе тренировок может исполнять должностные обязанности на одну-две ступени выше занимаемой должности.
Для проведения командно-штабных (штабных) тренировок разрабатываются документы, аналогичные документам КШУ.
Командно-штабные тренировки являются одной из форм подготовки органов управления.
Они проводятся с органами управления в полном составе в целях приобретения и совершенствования умений и навыков должностных лиц в выполнении своих обязанностей и слаживания органов управления.
Командно-штабные тренировки проводятся под руководством старших или непосредственных начальников (руководителей). При этом, начальник, в ходе тренировки может исполнять только обязанности руководителя тренировки, возложив выполнение обязанностей по своей штатной должности на одного из своих заместителей, или совмещать их.
Для подготовки и проведения командно-штабной тренировки создаётся минимальный по численности штаб руководства.
В зависимости от учебных целей, поставленных задач и состава обучаемых командно-штабные тренировки могут быть одностепенными и многостепенными, проводиться в местах дислокации органов управления, а также с выходом их на пункты управления.
В ходе командно-штабных тренировок отрабатывается один-два учебных вопроса.
В целях более глубокого изучения и изыскания наиболее оптимальных способов применения группировок сил и средств в ликвидации чрезвычайных ситуаций командно-штабные тренировки могут проводиться по реальным планам с привлечением должностных лиц, допущенных к их разработке, с соблюдением требований соответствующих нормативных правовых документов.
Штабные тренировки проводятся в целях слаживания подразделений и органов управления в целом, совершенствования профессиональных навыков и умений должностных лиц.
Они могут быть совместными и раздельными и проводиться под руководством соответствующих начальников (руководителей) подразделений на пунктах управления или в служебных помещениях (учебных классах) со средствами связи и без них.
Совместные штабные тренировки проводятся с подразделениями, входящими в состав органа управления.
Раздельные штабные тренировки проводятся непосредственно в подразделениях органа управления, по планам и под руководством соответствующих начальников (руководителей). В целях достижения единой направленности в подготовке подразделений органа управления раздельные штабные тренировки могут проводиться по единой для всех обучаемых теме, на общем оперативном фоне. В этом случае руководители, исходя из темы и общих исходных данных, самостоятельно разрабатывают документы применительно к должностным обязанностям подчинённых и уровню их подготовки.
В зависимости от учебных целей, поставленных задач и состава обучаемых штабные тренировки могут быть оперативными, тыловыми, специальными и др.
Совместные и раздельные штабные тренировки могут проводиться и по вопросам боевой готовности в целях: повышения слаженности органе управления и подразделений при переводе их с мирного на военное время; совершенствования взаимодействия между органами управления и военным, комиссариатами в вопросах сбора и поставки мобилизационных ресурсов, и приема и распределения; проверки реальности расчётов планов перевода органов управления и сил с мирного на военное время; совершенствования навыков личного состава при выполнении мероприятий высших степеней готовности.
Перед началом характерных для субъектов Российской Федерации ЧС (весенний паводок, лесоторфяные пожары, аварии на коммунально-энергетических сетях в осенне-зимний период и др.) спланировать проведение тренировок по прогнозированию возможной обстановки, обмену информацией с учреждениями, входящими в территориальные подсистемы мониторинга и прогнозирования ЧС, реагированию на ЧС.
В каждом периоде обучения провести занятия (тренировки) в целях повышения готовности территориальных органов МЧС России к решению задач в сложных условиях обстановки и слаженности в действиях при переводе на работу в условиях военного времени (переводе в высшие степени готовности), совершенствования практических навыков личного состава в действиях по сигналам оповещения и управления.
Основное внимание при проведении занятий и тренировок по подготовке органов оперативного управления, сил и средств сосредотачивать на приведении территориальных органов МЧС России, подразделений ФПС в высшие степени готовности.
Тренировки по готовности к действиям по предназначению в территориальных органах МЧС России проводить с отработкой реально спланированных мероприятий, действий и сроков, а также функциональных обязанностей личного состава в соответствии с планами перевода этих органов на работу в различных режимах функционирования и степенях готовности.
В обязательном порядке одним из учебных вопросов тренировки по готовности включать вывод оперативных групп на подвижном пункте управления в район ведения АСДНР.
При проведении мероприятий оперативной подготовки территориальных органов МЧС России предоставлять обучаемым самостоятельность и инициативу в решении учебных задач.
Территориальным органам МЧС России планировать тренировки с оперативными дежурными сменами, дежурно-диспетчерскими службами и едиными дежурно-диспетчерскими службами.
3.5. Тренировки с оперативным штабом и комплексные тренировки.
В целях повышения готовности органов управления сил и средств МЧС России к реагированию на ЧС (происшествия) природного и техногенного характера, планировать и проводить тренировки с оперативным штабом РЦ и ГУ, комплексные тренировки с ОДС, ОГ НЦУКС, ППУ, ОДС, ОШ, ОГ РЦ и ГУ, местными гарнизонами пожарной охраны, оперативными группами спасения спасательных воинских формирований учреждений центрального подчинения МЧС России, органами управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера проводить еженедельно по четвергам.
К комплексным тренировкам привлекать: ОДС, ОГ НЦУКС, ППУ, ОДС, ОШ, ОГ РЦ и ГУ, местные гарнизоны пожарной охраны, оперативные группы спасения спасательных воинских формирований и учреждений центрального подчинения МЧС России, органы управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Местом проведения комплексной тренировки определить – рабочие места оперативных дежурных смен, рабочие места оперативных штабов региональных центров и главных управлений МЧС России, районы развертывания оперативных групп, рабочие места ППУ региональных центров и главных управлений МЧС России, аэродром погрузки на воздушный транспорт.
Начальникам территориальных органов МЧС России, руководителям организаций и учреждений центрального подчинения МЧС России:
планировать и организовывать подготовку личного состава, привлекаемого на комплексные тренировки, ППУ, рабочих мест к выполнению задач по предназначению;
уточнять планы оповещения и взаимодействия органов управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС;
уточнять порядок информационного обмена, привлекаемых сил и средств РСЧС к ликвидации последствий ЧС;
перед каждой тренировкой со всем личным составом, привлекаемым на комплексные тренировки, проводить занятия и инструктажи по требованиям безопасности и порядку проведения комплексных тренировок;
планирующие, директивные (распорядительные), отчетно-информационные, графические документы в ходе комплексных тренировок отрабатывать согласно табелю срочных донесений МЧС России;
организовать взаимодействие с ГИБДД по сопровождению колон к местам тренировки (погрузки);
отчетные материалы по проведению тренировок, информационные материалы по ППУ территориальных органов МЧС России представлять в НЦУКС в день проведения к 16.00 (мск).
Готовность к проведению комплексных тренировок – еженедельно по четвергам в соответствии с планом-графиком проведения комплексных тренировок.
Основополагающим документом при планировании комплексных тренировок, тренировок с оперативным штабом на основе которого готовятся все документы по тренировке, является замысел (приложение № 6), разрабатываемый на карте (плане) с приложением пояснительной записки.
В пояснительной записке (приложение № 7) к замыслу комплексной тренировке, к тренировке с оперативным штабом излагаются: тема, учебные цели, район (место или объект) проведения учения, состав обучаемых; исходная обстановка и замысел проведения тренировок; порядок проведения тренировки; порядок отработки учебных вопросов; организация руководства тренировки; разбор тренировки.
При подготовке комплексной тренировки, к тренировке с оперативным штабом кроме замысла учения, разрабатываются следующие документы: организационные, учебно-методические и оперативные.
К основным организационным документам относятся: приказ (указание) о мероприятиях по подготовке и проведению тренировки; календарный план подготовки тренировки; организационные указания по подготовке и проведению тренировки; схема организации руководства учением; план рекогносцировки района учения.
Приказ (указание) о мероприятиях по подготовке и проведению учения издается, заблаговременно до начала тренировки. В нём указываются: тема тренировки; сроки и продолжительность ее проведения; состав участников; состав руководства и посреднического аппарата; состав рабочей группы по подготовка к тренировке; сроки разработки и утверждения основных документов по подготовке к тренировке; сроки и порядок подготовки руководства тренировки, посреднического аппарата и участников тренировки; задачи должностным липам и структурным подразделениям по подготовке к тренировке; основные вопросы всестороннего обеспечения участников тренировки и другие вопросы. Приказ (указание) доводится до должностных лиц, привлекаемых к тренировке, в части касающейся.
Календарный план (приложение № 8) проведения тренировок с оперативным штабом РЦ и ГУ, комплексных тренировок с ОДС, ОГ НЦУКС, ППУ, ОДС, ОШ, ОГ РЦ и ГУ, местными гарнизонами пожарной охраны, оперативными группами спасения спасательных воинских формирований и учреждений центрального подчинения МЧС России, органами управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера готовится заблаговременно на следующие полугодие. В нём указываются даты проведения тренировок на полугодие.
Тематический план (приложение № 9) проведения тренировок с оперативным штабом РЦ и ГУ, комплексных тренировок с ОДС, ОГ НЦУКС, ППУ, ОДС, ОШ, ОГ РЦ и ГУ, местными гарнизонами пожарной охраны, оперативными группами спасения спасательных воинских формирований и учреждений центрального подчинения МЧС России, органами управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера готовится заблаговременно на следующие полугодие. В нём указываются планируемые темы проведения по комплексным тренировкам.
План-график (приложение № 10) проведения комплексных тренировок с ОДС, ОГ НЦУКС, ППУ, ОДС, ОШ, ОГ РЦ и ГУ, местными гарнизонами пожарной охраны, оперативными группами спасения спасательных воинских формирований и учреждений центрального подчинения МЧС России, органами управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера готовится заблаговременно на следующие полугодие. В нём указываются: дата проведения тренировок; наименование регионального центра (субъекта РФ); номер темы в соответствии с тематическим планом; наименование темы в соответствии с тематическим планом.
Организационные указания (приложение № 11)разрабатываются в соответствии с замыслом подготовки тренировки и доводится до обучаемых в части, их касающейся, не позднее одного месяца до начала тренировок чтобы предоставить исполнителям больше времени для целеустремленной и своевременной подготовки к тренировке.
Для обеспечения проведения тренировки разрабатываются следующие учебно-методические документы: план-календарь проведения тренировки; оперативное задание; план наращивания обстановки в ходе тренировки, частные планы работы заместителей (помощников) руководителя тренировки, посредников и другие документы.
План-календарь (приложение № 12) проведения тренировки с оперативным штабом, комплексной тренировки разрабатывается для обеспечения плановой и организованной работы руководства и посреднического аппарата в ходе тренировки. В нем в краткой форме по этапам и дням учения отражаются общая последовательность проведения тренировки, порядок работы руководства, посреднического аппарата и обучаемых по основным вопросам тренировки с указанием времени на их отработку, в том числе выполнения практических мероприятий, время начала и окончания тренировки, время проведения общего и частных разборов. Степень детализации плана-календаря проведения тренировки зависит от масштаба и целей тренировки, состава его участников, уровня подготовки штаба руководства и посредников.
Оперативное задание (приложение № 13) является исходным документом для обучаемых и предназначено для ввода их в обстановку к началу тренировок и проведения подготовительных мероприятий. Оно разрабатывается для всех должностных лиц, привлекаемых на учение. Основными разделами оперативного задания обычно являются: общая обстановка; частная обстановка; справочные данные и что исполнить.
Оперативное задание, как правило, вручается обучаемым не позже, чем за пять дней до начала учения.
План наращивания обстановки (приложение № 14) является документом, определяющим содержание и порядок вручения вводных в соответствии с планом-календарем проведения учения. В нем указываются время доведения информации (вводных), ее содержание, кто выдает, в роли кого и кому доводится информация, способ передачи. При этом информация по обстановке передается из тех источников, теми способами, в таких объемах и форме, в которых она может поступать в реальных условиях.
Вводные (приложение № 15) является документом, кратко описывающим обстановку сложившейся при ЧС (происшествии).
Анализ (приложение № 16) проведения комплексной тренировки с ОДС, ОГ НЦУКС, ППУ МЧС России, ОДС, ОШ, ОГ, ППУ ЦУКС РЦ, ГУ МЧС России по субъектам РФ. Анализ проводится руководителем тренировки. На него привлекаются: руководство тренировки, посреднический аппарат. Решающее значение для оценки действий обучаемых в ходе проведения тренировки имеют вопросы отработки паспортов территорий в соответствии с методическими рекомендациями.
Частные планы работы заместителей (помощников) руководителя тренировки и посредников разрабатываются текстуально исходя из замысла и с учетом плана-календаря проведения тренировки и плана работы руководителя. При необходимости к плану может прилагаться карта или схема (план) действий обучаемых. В частных планах обычно указываются: тема; учебные цели для соответствующих категорий обучаемых; состав должностных лиц, органов управления и сил РСЧС, привлекаемых на тренировку; этапы учения, их продолжительность по оперативному и астрономическому времени; учебные вопросы и время на их отработку; обстановка по этапам (содержание вводных); порядок работы заместителя (помощника) руководителя учения; действия посредников и обучаемых при отработке учебных вопросов; сроки представления докладов; время начала и окончания тренировки, проведения общего и частных разборов тренировки. Частные планы согласовываются с начальником штаба руководства и утверждаются руководителем тренировки. Частный план работы старшего посредника является основным документом для подчиненных ему посредников.
К оперативным документам, разрабатываемым при подготовке и в ходе тренировки, относятся документы, которые высылаются вышестоящим руководством.
Оперативные документы по своему содержанию и структуре разрабатываются в соответствии с нормативными документами, действующими в системе МЧС России.
Перечень документов, разрабатываемых при подготовке к тренировке, в зависимости от обстановки, может быть сокращен или расширен по решению руководителя тренировки.
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Настоящие методические рекомендации по планированию, подготовке и проведению, контролю учений и тренировок в системе МЧС России должны являться основой для планирования и проведения учений.
Изложенный в настоящих рекомендациях материал следует применять творчески, исходя из конкретных задач подготовки.
Опираясь на положения данных Рекомендаций, необходимо вести постоянную работу по дальнейшему совершенствованию планирования, организации и методики проведения учений и тренировок, а также контролю проведения учений и тренировок.