Mетодические рекомендации по утилизации и освежению запасов средств индивидуальной защиты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЧС России

по утилизации и освежению запасов средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки и радиационного контроля повышения защищенности критически важного объекта

г. Москва

Подпись: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ МЧС России по утилизации и освежению запасов средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки и радиационного контроля повышения защищенности критически важного объекта г. Москва


Содержание

Определения и условные сокращения…………………………….

3

Общие положения………………………………………………….

5

1

Порядок формирования мероприятий по освежению запасов СИЗ, приборов РХР и РК…………………………………………

10

2

Требования, предъявляемые к средствам, накапливаемым в запасах СИЗ, приборов РХР и РК……………………………….

13

3

Требования, определяющие порядок утилизации запасов СИЗ, приборов РХР и РК……………………………………………….

13

4

Списание и проведение утилизации СИЗ, приборов РХР и РК.......………………………………………………………………

14

4.1

Порядок списания средств индивидуальной защиты, приборов РХР и РК по актам технического (качественного) состояния…...

15

4.2

Порядок списания СИЗ, приборов РХР и РК по инспекторским свидетельствам……………………………………………………..

17

5

Порядок определения типов СИЗ, приборов РХР и РК, подлежащих освежению……………………………………………

20

Заключение…………………………………………………………

28

Список использованных источников……………………………...

29

Приложение А - Назначенные ресурсы (сроки службы) до планового ремонта, списания и сроки хранения имущества гражданской обороны…………………………………………….

31

Приложение Б – АКТ технического (качественного) состояния имущества гражданской обороны, подлежащего списанию……

34

Приложение В – Сроки проведения осмотра, лабораторных испытаний и поверки имущества гражданской обороны………

36

Приложение Г - Инспекторское свидетельство…………………..

38

Приложение Д – Журнал регистрации выдачи инспекторских свидетельств………………………………………………………..

39

Определения и условные сокращения

ГО

гражданская оборона

ГОСТ

государственный стандарт

АХОВ

аварийно химически опасное вещество – опасное химическое вещество, применяемое в промышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе (разливе) которого может произойти заражение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях (токсодозах)

Зона возможного химического заражения

площадь круга с радиусом, равным глубине распространения облака зараженного воздуха с пороговой концентрацией (токсодозой)

ОВ

отравляющее вещество – химическое соединение, обладающее определенными токсичными и физико-химическими свойствами, обеспечивающими при их боевом применении поражение живой силы, а также заражение воздуха, обмундирования, вооружения, военной техники и местности

РОО

радиационно опасный объект - объект, на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют радиоактивные вещества, при аварии на котором или при разрушении которого может произойти облучение ионизирующим излучением или радиоактивное загрязнение людей, сельскохозяйственных животных и растений, объектов экономики, а также окружающей природной среды

РВ

радиоактивное вещество – вещество в любом агрегатном состоянии, содержащее радионуклиды с активностью, испускающее излучение, на которое распространяются требования «Норм радиационной безопасности» (НРБ-99), но не относящееся к ядерным материалам

ХОО

химически опасный объект – объект, на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют опасные химические вещества, при аварии на котором или при разрушении которого может произойти гибель или химическое заражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также химическое заражение окружающей среды

РК

радиационный контроль

РХР

радиационная и химическая разведка


Общие положения

Вероятность вовлечения Российской Федерации в военный конфликт с применением современных средств поражения, а также текущее состояние атомной энергетики, предприятий ядерно-топливного цикла, химических производств, сферы использования радиоактивных веществ и токсичных химикатов обусловливает наличие постоянного риска возникновения аварий с выбросом радионуклидов и аварийно химически опасных веществ. В результате таких аварий могут возникать обширные зоны радиоактивного загрязнения и химического заражения, облучение (отравление) персонала потенциально опасных объектов и населения, проживающего в районах, прилегающих к данным объектам.

В общей системе мероприятий по защите населения при радиационных и химических авариях важную роль играет правильный выбор и своевременное обеспечение средствами индивидуальной защиты. С этой целью, в соответствии с Федеральным законом от 12.02.98 №28-ФЗ «О гражданской обороне», организуются мероприятия по защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из главных задач гражданской обороны является обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и оснащение аварийно-спасательных формирований и спасательных служб приборами РХР и РК.

Разработанный проект методических рекомендаций базируется на основных положениях Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, Основ государственной политики в области обеспечения ядерной, радиационной, химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, других документов, регламентирующих рассматриваемые вопросы в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Основными факторами, обусловливающими необходимость разработки настоящих методических рекомендаций, являются:

необходимость совершенствования нормативно-методической базы в области обеспечения населения СИЗ регионального, муниципального и объектового уровней;

нарастающее количество организаций, представляющих опасность для населения и территорий в связи с возможностью химического и биологического заражения, радиоактивного загрязнения, с близкими к предельным или полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами;

увеличение вероятности террористических проявлений в отношении радиационно и химически опасных объектов Российской Федерации;

выполнение мероприятий по уничтожению запасов химического оружия в Российской Федерации;

несоответствие существующего порядка накопления, хранения и выдачи СИЗ населению современным требованиям.

Изменившаяся социально-экономическая ситуация привела к снижению объемов производства средств индивидуальной защиты предприятиями-изготовителями и уменьшению их поставок для закладки в резервы, формируемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

В настоящее время изменения в военно-политической сфере позволяют осуществить переход от массового производства и накопления средств индивидуальной защиты для всего населения к его дифференцированному обеспечению.

В настоящее время запасы СИЗ, приборов РХР и РК могут накапливаться в двух видах резервов:

резервах, создаваемых для реализации мероприятий гражданской обороны (далее – резерв ГО);

резервах материальных ресурсов, для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – резерв ЧС).

К запасам СИЗ, приборов РХР и РК может быть отнесено техническое оборудование, имеющееся на оснащении АСФ и СС, созданное на соответствующем уровне (федеральном, региональном, муниципальном или объектовом).

В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» накопление в целях гражданской обороны запасов материально - технических, продовольственных, медицинских и иных средств, в том числе средств индивидуальной защиты, должно осуществляться на четырех уровнях (ст.7-9):

федеральном – запасы в целях ГО федеральных органов исполнительной власти;

региональном – запасы в целях ГО органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

местном – запасы в целях ГО органов местного самоуправления;

объектовом – запасы в целях ГО объектов организаций и экономики.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств» определено, что:

запасы, предназначенные для первоочередного обеспечения населения в военное время, при проведении аварийно - спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасности, при ведении военных действий или вследствие этих действий, включают в себя средства радиационной, химической и биологической защиты;

федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации определяют номенклатуру и объемы запасов, исходя из их потребности в военное время, для обеспечения населения и нештатных аварийно-спасательных формирований, создают и содержат запасы, осуществляют контроль создания, хранения и использования запасов.

В соответствии со ст.18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на использование средств индивидуальной защиты и другого имущества органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенных для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. № 1340 утвержден порядок создания, хранения и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно, в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, и включают материальные ресурсы, в том числе средства индивидуальной защиты.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:

федеральный резерв материальных ресурсов в составе государственного материального резерва – решением Правительства Российской Федерации;

резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти – решением федеральных органов исполнительной власти;

резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации – решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

местные резервы материальных ресурсов – решением органов местного самоуправления;

объектовые резервы материальных ресурсов – решением администраций предприятий, учреждений и организаций.

Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль создания, хранения, использования и восполнения указанных резервов устанавливаются создавшим их органом.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций размещаются на объектах, предназначенных для их хранения в местах, откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций используются при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, оказания им единовременной материальной помощи и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения.

В настоящее время механизм накопления, хранения и выдачи СИЗ для населения в чрезвычайных ситуациях в мирное время отработан не полностью.

В соответствии с «Положением об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты»[1] устанавливается, что:

а) обеспечению СИЗ в военное время подлежит население, проживающее:

– на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне;

– в населенных пунктах с объектами особой важности, железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по ГО;

– на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения);

б) обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее:

– на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;

– на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах (далее - РОО);

– на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах (далее - ХОО);

– на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах (далее - БОО).

При этом предусмотрено, что МЧС России участвует в обеспечении СИЗ детей, неработающих пенсионеров, а также населения, проживающего вблизи радиационно, химически и биологически опасных объектов, за счет средств федерального бюджета.

Накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных выше (для мирного и военного времени):

для детей - камеры защитные детские или противогазы из расчета на 100% от их общей численности;

для неработающих пенсионеров и другого неработающего населения, проживающих на территориях в границах зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения), - противогазы и респираторы из расчета на 100% от их общей численности, за пределами названных зон - противогазы из расчета на 100% от их общей численности;

для работников РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения), - противогазы и респираторы из расчета на 100% от их общей численности и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций;

для работников организаций (кроме РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения)) - противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций.

При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.

Для обеспечения защиты вышеуказанных категорий населения также осуществляется накопление в запасах (резервах) дополнительных патронов к противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей численности.

Для населения, проживающего вблизи РОО, радиус зоны опасного радиоактивного загрязнения, в среднем, составляет от 10 до 30 км. Для населения, проживающего вблизи ХОО I и II степени химической опасности, радиус зоны опасного химического загрязнения составляет - 2,5 км и более. Для населения, проживающего вблизи объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия зоны защитных мероприятий устанавливаются специальным постановлением Правительства Российской Федерации, при этом радиус зоны может составить от двух и более километров.

На данный период в федеральных органах исполнительной власти, субъектах Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях созданы запасы и осуществляется хранение СИЗ, в основном для защиты персонала радиационно, химически опасных объектов и нештатных аварийно-спасательных формирований.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации определяют номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах), создают и содержат запасы (резервы) СИЗ, осуществляют контроль создания, хранения и использования своих запасов (резервов) СИЗ.

При наличии на вышеуказанных уровнях требуемых показателей обеспечения населения (персонала, личного состава аварийно-спасательных формирований) запасами СИЗ, приборов РХР и РК осуществляется работа по их периодическому освежению – плановому процессу по закупке новых средств и утилизации средств, утративших свои защитные и эксплуатационные свойства в связи с предельными сроками хранения и невозможностью проведения ремонта.

Утилизация – комплекс мероприятий по разборке и переработке СИЗ, приборов РХР и РК, утративших свои защитные и эксплуатационные свойства в результате применения или хранения СИЗ, приборов РХР и РК и невозможности проведения их ремонта. Как самостоятельный комплекс мероприятий утилизация запасов СИЗ, приборов РХР и РК может производиться только в том случае, если на соответствующем уровне запасы существенно превышают потребности в обеспечении соответствующих категорий населения (персонала), средства защиты (приборы) утратили свои защитные (эксплуатационные свойства) и невозможно провести их ремонт и модернизацию в связи с предельными сроками хранения, по решению руководителя соответствующего уровня и согласованию с территориальными органами МЧС России на основании актов их технического (качественного) состояния.

1 Порядок формирования мероприятий по освежению запасов СИЗ, приборов РХР и РК

Мероприятия по освежению запасов СИЗ, приборов РХР и РК включают в себя:

мониторинг состояния запасов;

анализ реальных потребностей запасов для обеспечения соответствующих категорий населения (персонала);

подготовка документов по обоснованию необходимости проведения освежения запасов руководителям ГО и финансовых органов соответствующего уровня по включению расходов на следующий финансовый период (год);

выбор рациональных средств и обоснование их количества при проведении освежения запасов;

организация мероприятий по списанию запасов;

организация мероприятий по закупке, погрузке (с мест производства партий запасов), разгрузке (в места их хранения);

проведение мероприятий по утилизации запасов (заключение договоров на утилизацию и вывоз утилизируемых партий запасов).

Для поддержания высокого качества хранимых СИЗ, приборов РХР и РК производятся своевременное их освежение и замена. Освежению подлежат СИЗ, приборы РХР и РК, у которых по истечении назначенного срока хранения выявлены отклонения основных эксплуатационных параметров от норм, установленных ГОСТами или техническими условиями, и они не подлежат ремонту.

Замене подлежат СИЗ, приборы РХР и РК, непригодные для использования по прямому предназначению и морально устаревшие.

Учет СИЗ, приборов РХР и РК, подлежащих освежению и замене, ведется на складах в учетных карточках. На основании данных учета заведующим складом в установленные сроки представляются в вышестоящий орган (по подчиненности) заявки на освежение СИЗ, приборов РХР и РК и расходных средств (источники питания, индикаторные трубки), а также на закупку комплектующих изделий, средств для консервации приборов, инструмента и складского инвентаря (оборудования).

Основанием планирования и проведения мероприятий по плановому освежению запасов СИЗ, приборов РХР и РК федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций должны являться данные итогов проведения инвентаризации имущества в запасах резервов ГО и ЧС, которая проводится на основании распоряжения Правительства Российской Федерации один раз в пять лет, а также в соответствии с п. 2 ст .12 Федерального закона от 23.12.1996 г. «О бухгалтерском учете» в процессе проведения инвентаризаций в организациях.

При освежении запасов СИЗ должны учитываться данные мониторинга потребностей в запасах на основе антропологических данных персонала (для федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций) и населения (для соответствующих категорий – органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), основание – данные Росстата (по результатам Всероссийской переписи населения Российской Федерации).

Данные о потребностях в освежении запасов приборов РХР и РК - не реже одного раза в пять лет на основании данных, представляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, согласованных с территориальными органами МЧС России по организационно-штатной структуре НАСФ и АСФ, после проведения инвентаризации имущества и объектов ГО в Российской Федерации.

По результатам корректировки данных о наличии и потребностях, при наличии запасов менее 75 % от потребностей составляется проектно-сметная документация для финансовых органов соответствующего органа исполнительной власти (федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и организации) о потребности в закупке указанных средств.

Ежегодно работники, уполномоченные на решение задач в области ГО и ЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, обобщают информацию о номенклатуре и количестве СИЗ, приборов РХР и РК в запасах (резервах) и формируют предложения для финансовых органов в соответствии с бюджетной классификацией по подразделу 0309 «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона»[2].

При этом подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управлению гражданской обороной, а также расходы на осуществление мероприятий в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны. В соответствии с этим же приказом Минфина определены целевая статья 219 0000 «Мероприятия по гражданской обороне», в которой отражаются расходы на проведение мероприятий по гражданской обороне, а также статья 219 01 00 «Подготовка населения и организаций к действиям в чрезвычайной ситуации в мирное и военное время», где отражаются расходы на закупку и содержание СИЗ, приборов РХР и РК.

Закупка и поставка СИЗ в запасы (резервы) ГО и ЧС соответствующих уровней осуществляются на основе заключаемых организациями договоров с организациями, с учетом требований Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Оформление договоров на оказание иных услуг (транспортировка, погрузка-разгрузка, хранение и утилизация) осуществляется в соответствии с требованиями вышеуказанного закона с организациями, имеющими лицензии на выполнение данных работ.

2 Требования, предъявляемые к средствам, накапливаемым в запасах СИЗ, приборов РХР и РК

Закупаемое имущество должно удовлетворять следующим условиям:

средства индивидуальной защиты:

обеспечивать эффективную защиту населения от поражающих факторов ОВ химического оружия и АХОВ;

иметь сроки хранения в соответствии с требованиями, установленными приказом МЧС России от 27.05.2003г. № 285 (в редакции приказов МЧС России от 10.03.2006 г. № 140, от 19.04. 2010 г. № 186);

иметь невысокую закупочную стоимость;

приборы РХР и РК:

иметь свойства, позволяющие эффективно применять приборы необученным персоналом;

иметь сроки хранения в соответствии с требованиями, установленными приказом МЧС России от 27.05.2003г. № 285 (в редакции приказов МЧС России от 10.03.2006 г. № 140, от 19.04. 2010 г. № 186);

иметь типовые источники питания и системы подзарядки (работы) от 12/24 В и 220 В;

иметь невысокую стоимость основных расходуемых средств (элементов питания и средств индикации – трубок) при соответствии их современным стандартам массовых выпускаемых элементов;

иметь невысокую закупочную стоимость;

приборы должны соответствовать требованиям по эргономичности и совместимости с ранее применяемыми приборами.

3 Требования, определяющие порядок утилизации запасов СИЗ, приборов РХР и РК

Списание запасов СИЗ производится при:

утрате (порче), обусловленной кражами, воздействием природных и техногенных ЧС на объекты в местах их хранения (складирования);

утрате защитных и эксплуатационных свойств при достижении предельных сроков хранения;

утрате защитных и эксплуатационных свойств в процессе проведения лабораторных испытаний и поверок партий СИЗ, выслуживших установленные сроки хранения;

морального устаревания средств защиты.

В других случаях, при наличии у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций излишних запасов СИЗ или несоответствия данных запасов требуемой номенклатуре, исходя из изменений возрастных показателей населения (персонала), или иных требований к накапливаемым запасам (например, запасы средств защиты органов дыхания для детей дошкольного возраста в ряде субъектов превышают в 1,5 раза текущие потребности в субъекте), руководителем соответствующего уровня может быть принято решение о передаче в другие субъекты Российской Федерации (органы местного самоуправления, организации) по договорам (актам) передачи имущества ГО с обязательным зачислением запасов в резерв, создаваемый для реализации мероприятий гражданской обороны либо в резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Списание запасов приборов РХР и РК производится при:

утрате (порче), обусловленной кражами, воздействием ЧС природного, техногенного и военного характера на объекты в местах их хранения (складирования);

технической негодности и утрате эксплуатационных свойств по истечению назначенного срока хранения, признанной по результатам лабораторных испытаний (поверки), и не подлежащих ремонту;

технической негодности до истечения установленных сроков службы (годности, выработки технического ресурса) и не подлежащих ремонту;

моральном устаревании приборов РХР и РК и несоответствии приборов требованиям решаемых задач.

Списание производится по акту технического состояния, а списание преждевременно пришедшего в негодное состояние или утраченного имущества производится по инспекторским свидетельствам.

Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешается, применительно к настоящим методическим рекомендациям и специфике отрасли, разрабатывать и вводить в действие ведомственные инструкции о порядке списания с учета, пришедшего в негодное состояние или утраченного имущества гражданской обороны.

4 Списание и проведение утилизации СИЗ, приборов РХР и РК

Средства индивидуальной защиты, приборы РХР и РК при приеме на хранение и в процессе хранения (периодически) должны подвергаться осмотру. Сроки проведения осмотров, лабораторных испытаний, поверок и объемы контроля технического (качественного) состояния средств радиационной и химической защиты приведены в приложении В.

Организации, на балансе которых находятся средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и контроля, организуют проведение своевременного отбора образцов средств индивидуальной защиты, приборов РХР и РК со складов и доставку их для проведения лабораторных испытаний (поверки) (п. 2.10.10 в ред. приказа МЧС России от 10.03.2006 № 140).

Лабораторные испытания средств индивидуальной защиты проводятся: первый раз - за шесть месяцев до истечения гарантийного срока хранения, второй раз - через пять лет после истечения гарантийного срока хранения, далее - один раз в два года. Рекомендуемые назначенные сроки хранения средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля приведены в приложении А (в ред. приказа МЧС России от 10.03.2006 № 140).

Проведение периодических испытаний средств радиационной и химической защиты контролируется территориальными органами МЧС России по субъектам Российской Федерации и осуществляется испытательными лабораториями и другими уполномоченными организациями (п. 2.10.7 в ред. приказа МЧС России от 10.03.2006 № 140). Замена (освежение) индикаторных трубок и реактивов проводится в соответствии с планом-графиком контроля качественного состояния имущества.

Если средства радиационной и химической защиты по истечении назначенного срока хранения признаны непригодными для эксплуатации по результатам лабораторных испытаний (поверки) и не подлежат ремонту, то они подлежат списанию ввиду утраты защитных и эксплуатационных свойств. При этом результаты испытаний (поверки) записываются в формуляр (паспорт) или складской формуляр.

Списанные средства индивидуальной защиты, приборы РХР и РК размещаются на складе в отдельных местах, штабелях, обеспечивающих их количественную и качественную сохранность и защищенных от попадания атмосферных осадков. При этом на стеллажные ярлыки наносится надпись "Списанное".

Основанием для продления сроков хранения средств индивидуальной защиты, приборов РХР и РК или их списания является акт лабораторных испытаний (поверки). В акте лабораторных испытаний средств индивидуальной защиты, приборов РХР и РК должны указываться: формулярные данные испытанных (поверенных) партий; даты испытаний и номера анализов; количество образцов (проб), подвергнутых испытаниям; результаты испытаний (поверки) по всем показателям; выводы о качестве каждой в отдельности партии, заключение поверочного органа.

4.1 Порядок списания средств индивидуальной защиты, приборов РХР и РК по актам технического (качественного) состояния

По актам технического (качественного) состояния списывается состоящее на учете федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российский Федерации, органов местного самоуправления и организаций имущество, пришедшее в негодное состояние:

по истечении назначенных ресурсов (сроков службы) до планового ремонта, списания и сроков хранения, указанных в приложении А к настоящим методическим рекомендациям, если оно по своему техническому состоянию не может быть отремонтировано и применено по прямому предназначению;

в процессе испытаний и поверок.

Определение технического состояния подлежащих списанию СИЗ, приборов РХР и РК, составление актов на их списание производится комиссиями, назначаемыми приказами руководителей организаций, на основании заключений, представленных химико-радиометрическими лабораториями и другими метрологическими органами.

В состав комиссий необходимо включать:

- лиц, на которых возложена ответственность за сохранность имущества ГО или имущества для предупреждения и ликвидации ЧС;

- начальника отдела (штаба) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российский Федерации, органа местного самоуправления или организации (работника, уполномоченного на ведение гражданской обороны);

- работника финансового подразделения федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российский Федерации, органа местного самоуправления и организации;

- специалистов из обслуживающего персонала защитных сооружений гражданской обороны и других должностных лиц федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъектов Российский Федерации, органа местного самоуправления или организации.

При необходимости, в состав комиссий может включаться представитель органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органах местного самоуправления (далее - орган управления по делам ГОЧС).

Комиссии при определении технического состояния имущества выполняют следующие функции:

- производят непосредственный осмотр изделий, подлежащих списанию, используя при этом необходимую техническую документацию (паспорта на изделия, заключения ремонтных и поверочных органов о техническом состоянии имущества), данные бухгалтерского учета и другие материалы;

- устанавливают степень износа имущества и целесообразность его списания;

- устанавливают продолжительность нахождения списываемого имущества в эксплуатации или на хранении;

- определяют возможность использования отдельного оборудования, узлов и материалов списываемого имущества.

По результатам проверки комиссия составляет акт технического (качественного) состояния приборов РХР и РК по форме, указанной в приложении Бк настоящим методическим рекомендациям).

К акту о списании средств индивидуальной защиты, приборов РХР и РК прилагаются свидетельства ремонтного (поверочного) органа, подтверждающие непригодность изделий для использования по предназначению по результатам лабораторных испытаний и поверок.

Лабораторные испытания и поверка СИЗ, приборов РХР и РК проводятся в сроки, указанные в приложении В к настоящим методическим рекомендациям.

Первоначальная стоимость СИЗ, приборов РХР и РК, подлежащих списанию по актам технического состояния, определяется комиссией на основании действующих на день составления акта среднерыночных цен.

Подписанный председателем и членами комиссии акт о списании пришедших в негодность средств, накапливаемых в резервах ГО и ЧС, и прилагаемые к нему документы представляются органом исполнительной власти субъектов РФ, органом местного самоуправления и организацией, осуществляющей их хранение, на согласование в территориальные органы МЧС России и органы управления по делам ГОЧС городов и районов, соответственно, а федеральный орган исполнительной власти – в Департамент гражданской защиты МЧС России.

Согласованный акт о списании имущества представляется председателем комиссии на утверждение соответствующему руководителю федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российский Федерации, органа местного самоуправления или организации.

Утвержденный акт о списании имущества является основанием для списания с учета федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российский Федерации, органа местного самоуправления или организации указанных СИЗ, приборов РХР и РК и оформления на оприходование полученных от их реализации, разборки изделий, деталей и материалов финансовых и иных средств, реализации и финансирования мероприятий по их утилизации.

4.2 Порядок списания СИЗ, приборов РХР и РК по инспекторским свидетельствам

СИЗ, приборы РХР и РК, утраченные в результате недостач, хищений, незаконного или сверхнормативного расходования, уничтожения, порчи и стихийных бедствий, а также преждевременно выведенные из строя, списываются с книг (карточек) учета на основании приказа руководителя федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации и записываются в книгу учета утрат материальных средств и книгу учета недостач, ведение которых осуществляется работниками, уполномоченными на ведение гражданской обороны на соответствующих уровнях.

Основанием для списания утраченных СИЗ, приборов РХР и РК с книги учета утраты материальных средств, а ущерба - с книги учета недостач является инспекторское свидетельство, выданное руководителем федерального органа исполнительной власти, территориального органа МЧС России, органа управления по делам ГОЧС города или района, организации.

Инспекторские свидетельства составляются по форме, указанной в приложении Г к настоящим методическим рекомендациям, и выдаются в случаях:

утраты (порчи) СИЗ, приборов РХР и РК в результате стихийных бедствий, катастроф, пожаров, аварий;

отсутствия основания для привлечения к материальной ответственности должностных и других лиц;

приведения в негодное состояние СИЗ, приборов РХР и РК при выполнении в чрезвычайных ситуациях аварийно-спасательных работ в зонах радиоактивного, химического и биологического заражения (загрязнения);

если сумма ущерба, причиненного повреждением или утратой СИЗ, приборов РХР и РК, превышает сумму, определенную судебными органами к взысканию с виновного, или превышает сумму начета, который по закону возможно наложить на виновного в административном порядке;

отсутствия чьей-либо вины в причинении ущерба по результатам административного расследования, дознания или арбитражного суда.

Размер причиненного ущерба определяется с учетом износа (старения) имущества на момент его утраты или порчи.

Стоимость имущества, подлежащего списанию по инспекторскому свидетельству, определяется комиссиями на основании цен, действующих на день выявления утраты материальных средств.

Ущерб, причиненный утратой или порчей имущества по вине персонала федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации, подлежит возмещению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организаций, а в бюджетной организации – на уменьшение финансирования (фондов)[3].

Для получения инспекторских свидетельств на списание СИЗ, приборов РХР и РК руководитель соответствующей службы федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации должен представить ее руководителю ходатайство с приложенными к нему документами, обосновывающими необходимость списания материальных ценностей:

материалы административного расследования (дознания, ревизии, проверки) и копию приказа о его результатах;

оформленные паспорта (формуляры) на изделия или карточки-заместители на них;

заключения ремонтных (поверочных) органов, подтверждающих непригодность изделий для использования по предназначению;

расчет остаточной стоимости СИЗ, приборов РХР и РК, подлежащих списанию, подписанный руководителем финансового органа соответствующего уровня.

Кроме того, при необходимости, к ходатайству могут прилагаться:

копия решения судебного органа (государственного арбитража) или постановления следственного органа по факту утраты материальных ценностей;

заверенная выписка из актов ревизии или проверок;

справка о частном возмещении ущерба за счет виновных лиц и другие документы;

копия акта об аварии или стихийном бедствии, подписанного председателем КЧС и ПБ и утвержденного руководителем исполнительного органа власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Ходатайство о выдаче инспекторского свидетельства с прилагаемыми документами представляется руководителю федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации не позднее 15 дней после завершения административного расследования (дознания) или поступления постановления от судебного (следственного) органа.

Рассмотрение ходатайства и принятие решения о выдаче инспекторского свидетельства осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации в полуторамесячный срок со дня поступления ходатайства.

Инспекторские свидетельства в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органе местного самоуправления, организации нумеруются в порядке их учета по журналу регистрации выдачи инспекторских свидетельств.

Журнал регистрации выдачи инспекторских свидетельств ведется начальником финансового органа федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации по установленной форме (приложение Д к настоящим методическим рекомендациям).

5 Порядок определения типов СИЗ, приборов РХР и РК, подлежащих освежению

При определении средств, планируемых для проведения освежения запасов ГО и ЧС, работником, уполномоченным на подготовку документов по определению номенклатуры средств, требуемых к закупке для освежения запасов, осуществляется обоснование целесообразности закупки определенных наименований СИЗ и приборов РХР и РК.

При определении параметров средств, планируемых для закупки при проведении освежения запасов ГО и ЧС, в вопросах выбора из многочисленных существующих вариантов работникам, уполномоченным на подготовку документов по определению вида и типа средств, следует обратить внимание на соответствие данных средств ряду показателей:

1. показателю цены;

2. показателю качества;

3. показателю технологической модернизации;

4. показателю наличия у приборов РХР и РК средств самодиагностики;

5. показателю соответствия источников питания и средств индикации.

На основе представленных показателей определяется обобщенный показатель эффективности проведения освежения данным i – техническим средством.

Показатель цены является доминирующим над другими показателями. Исходя из требований Приказа МЧС России № 285, закупаемое средство должно удовлетворять требованиям по срокам его хранения. Однако назначенные сроки хранения средств зачастую не соответствуют срокам годности данных изделий, определенных заводом-изготовителем. В этой связи приоритетной является закупка средств с более длительными сроками эксплуатации (хранения), в противном случае на возможный срок гарантированно-приемлемого срока хранения изделия (примерно30-35[4] лет для основных типов СИЗ и приборов РХР и РК) возникнет необходимость более раннего его освежения.

Основой показателя цены является совокупность следующих критериев, исходя из критерия расчета на одно изделие:

П1 – базовая стоимость изделия (в соответствии с приказом МЧС России стоимость изделия определяется как средняя рыночная стоимость изделия, определяемая заводом-изготовителем на конкурсной основе, при наличии двух или более изготовителей аналогичных изделий);

П2 – стоимость погрузки–разгрузки партии на транспортные средства и в складские помещения;

П3 – стоимость транспортировки партии транспортными средствами к местам их хранения;

П4 – стоимость проведения лабораторных испытаний, утраты изделий при проведении лабораторных испытаний и т.п. партии (первый раз - за шесть месяцев до истечения гарантийного срока хранения, второй раз - через пять лет после истечения гарантийного срока хранения, далее - один раз в два года до утраты изделиями их эксплуатационных свойств);

П5 – стоимость замены (освежения) индикаторных трубок и реактивов, источников питания изделий (проводится в соответствии с планом-графиком контроля качественного состояния имущества на весь период ее хранения);

П6 – стоимость погрузки утилизируемых изделий на транспортные средства;

П7 – стоимость транспортировки утилизируемых изделий до предприятия-утилизатора;

П8 – стоимость утилизации (реализации[5]) партии изделий (в том числе учитываются затраты на срок хранения партии изделий в складских помещениях при утрате изделиями эксплуатационных свойств до момента их вывоза на предприятия-утилизаторы);

П9 – средняя стоимость ремонта изделия при его наработке на отказ за эксплуатационный период.

Для определения количественной значимости обобщенного показателя эффективности проведения освежения данным определенным техническим средством используется процедура парных сравнений. При осуществлении парных сравнений использовался метод экспертных оценок.

В рамках данной процедуры определяется, насколько один показатель превосходит другой по важности с точки зрения отнесения накопления данных средств. При этом используется шкала превосходства, приведенная в таблице 5.1.

Таблица 5.1

Шкала превосходства для сравнения показателей

Значение шкалы

превосходства

Содержание значений шкалы превосходства

1

Сравниваемые показатели одинаковы

3

Показатель незначительно превосходит другой

5

Показатель сильно превосходит другой

7

Показатель очень сильно превосходит другой

9

Показатель абсолютно превосходит другой

2, 4, 6, 8

Промежуточные значения шкалы (для компромиссных решений)

Результаты парных сравнений приведены в таблице 5.2.


Таблица 5.2

Расчет обобщенного показателя целесообразности закупки i-го средства ________________________

(тип средства, наименование, производитель)

п/п

Показатель

П1

П2

П3

П4

П5

П6

П7

П8

П9

Собственный вектор

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1.

П1 – базовая стоимость изделия

1

9

7

9

9

9

7

7

3

0,9

2.

П2 – стоимость погрузки–разгрузки партии на транспортные средства и в складские помещения

1/9

1

3

1/3

1/3

1

1/3

1/5

1/9

-

3.

П3 – стоимость транспортировки партии транспортными средствами к местам их хранения

1/7

1/3

1

1

1/3

3

1

1/3

1/7

-

4.

П4 – стоимость проведения лабораторных испытаний, утраты изделий при проведении лабораторных испытаний и т.п. партии

1/9

3

1

1

1/2

1

1/2

1/5

1/9

-

5.

П5 – стоимость замены (освежения) индикаторных трубок и реактивов, источников питания изделий

1/9

3

3

2

1

5

5

2

1/5

-

6.

П6 – стоимость погрузки утилизируемых изделий на транспортные средства

1/9

1

1/3

1

1/5

1

1/2

1/5

1/9

-

7.

П7 – стоимость транспортировки утилизируемых изделий до предприятия-утилизатора

1/7

3

1

2

1/5

2

1

1/5

1/9

-

8.

П8 – стоимость утилизации (реализации) партии изделий

1/5

5

3

5

1/2

5

5

1

1/7

-

9.

П9 – средняя стоимость ремонта изделия при его наработке на отказ за эксплуатационный период (период хранения)

1/3

9

7

9

5

9

9

7

1

0,1


Собственный вектор этой матрицы дает коэффициенты значимости этих показателей внутри группы (0,9; 0; 0; 0; 0; 0; 0; 0; 0,1).

Значимыми являются только 2 показателя – П 1 и П 9. Остальные показатели существенного значения не имеют.

Под показателем качества понимается соответствие изделия требованиям технических регламентов, стандартам и правилам (при их отсутствии к данным СИЗ, приборам РХР и РК - требованиям существующих ГОСТов), а также средняя наработка изделия на отказ.

Определяется как отношение соответствия изделия совокупности всех предъявляемых к нему требований.

Показатель качества определяется совокупностью следующих критериев:

П10 – соответствие средства требованиям технических регламентов (СП и стандартам);

П11 – соответствие средств отображения информации изделия измерительным стандартам.

В таблице 5.3 приведены парные сравнения показателей входящих в эту группу. Собственный вектор этой матрицы дает коэффициенты значимости внутри группы (0,25; 0,75).

Таблица 5.3

Определение значимости показателей П10 и П11 внутри группы

Показатели

П10

П11

Собственный вектор матрицы

П10 – соответствие средства требованиям технических регламентов (СП и стандартам)

1

1/3

0,25

П11 – соответствие средств отображения информации изделия измерительным стандартам

3

1

0,75

Под показателем технологической модернизации понимается соответствие изделия современным требованиям в области возможного наращивания защитных свойств либо повышения показателей измерения (определения) уровня радиации, типов и количества ОВ и АХОВ в зонах радиоактивного и химического заражения (загрязнения).

Показатель технологической модернизации характеризует совокупность следующих критериев:

П12 – возможность проведения модернизации отдельных элементов изделия без снятия партии с хранения;

П13 – возможность модернизации приборов РХР и РК посредством совершенствования специального программного обеспечения и алгоритмов работы.

Таблица 5.4

Определение значимости показателей П12 и П13 внутри группы

Показатели

П12

П13

Собственный вектор матрицы

П12 – возможность проведения модернизации отдельных элементов изделия без снятия партии с хранения

1

1/5

0,17

П13 – возможность модернизации приборов РХР И РК посредством совершенствования специального программного обеспечения и алгоритмов работы

5

1

0,83

Под показателем наличия у приборов РХР и РК средств самодиагностики понимается их оснащение специальным программно-аппаратным комплексом, обеспечивающим быструю и эффективную проверку их работоспособности, позволяющую заменить проведение лабораторных испытаний на проверку изделия с использованием средств самодиагностики по тем же «измеряемым» показателям. Наличие средств диагностики в приборах РХР и РК.

Показатель наличия у приборов РХР и РК средств самодиагностики характеризуется совокупностью следующих параметров:

П14 – наличием средств самодиагностики;

П15 – наличием диагностических разъемов и оборудования, обеспечивающего проверку приборов в местах хранения (эксплуатации).

Таблица 5.5

Определение значимости показателей П14 и П15 внутри группы

Показатели

П14

П15

Собственный вектор матрицы

П14 – наличие средств самодиагностики

1

3

0,75

П15 – наличие диагностических разъемов и оборудования, обеспечивающего проверку приборов в местах хранения (эксплуатации)

1/3

1

0,25

Под показателем соответствия источников питания и средств индикации (индикаторных трубок и реактивов) общепринятым стандартам понимается возможность наличия альтернативных вариантов (аналогов) через 10-30 лет. Приоритет при выборе приборов, функционирующих за счет электрической энергии, отдается при их оснащенности системами подзарядки и работы на солнечных батареях, от автомобильных (12 В) и стационарных (220 В) источников питания.

Показатель наличия у приборов РХР и РК средств самодиагностики характеризуется совокупностью следующих параметров:

П16 – наличие альтернативных средств питания приборов (аналогов) через 10 -30 лет;

П-17 – оснащение приборов системами подзарядки и работы на солнечных батареях, от автомобильных и стационарных источников питания.

Таблица 5.6

Определение значимости показателей П16 и П17 внутри группы

Показатели

П16

П17

Собственный вектор матрицы

П16 – наличие альтернативных средств питания приборов (аналогов) через 10 – 30 лет

1

3

0,75

П17 – оснащение приборов системами подзарядки и работы на солнечных батареях, от автомобильных и стационарных источников питания

1/3

1

0,25

Для определения значимости группы на основе экспертных оценок были также проведены парные сравнения.

Результаты сравнений представлены в таблице 5.7.

Таблица 5.7.

Результаты парных сравнений групп показателей

Наименование группы

Стоимость

Качество

Техническая модернизация

Диагностика

Питание

Собственный вектор матрицы

Стоимость

1

1

5

3

7

0,38

Качество

1

1

3

3

5

0,32

Техническая модернизация

1/5

1/3

1

3

5

0,15

Диагностика

1/3

1/3

1/3

1

3

0,10

Питание

1/7

1/5

1/5

1/3

1

0,05

Обобщенное значение эффективности каждого из показателей определяется произведением показателя значимости внутри группы и показателя значимости самой группы (таблица 5.7).

П1 0,9*0,38=0,342

П9 0,1*0,38=0,038

П10 0,25*0,32=0,08

П11 0,75*0,32=0,24

П12 0,17*0,15=0,0255

П13 0,83*0,15=0,1245

П14 0,75*0,10=0,075

П15 0,25*0,10=0,025

П16 0,75*0,05=0,0375

П17 0,25*0,05=0,0125

Таким образом наиболее значимыми показателями являются базовая стоимость изделия (П1), соответствие средств отображения информации измерительным стандартам (П11) и возможность модернизации приборов (П13).

Заключение

Данные методические рекомендации должны позволить руководителям соответствующего уровня определить порядок и условия проведения утилизации и освежения запасов СИЗ, приборов РХР и РК.

Использование методических рекомендаций позволит оптимизировать принятие управленческих решений и обеспечить выполнение ряда практических задач:

определение номенклатуры и качества запасов с учетом требований, предъявляемых действующими нормативными правовыми актами;

обеспечение всех категорий населения;

исключение дублирования функций по учету средств в запасах различного уровня посредством систематизирования исходных данных;

обеспечение соответствия создаваемых запасов потребностям в СИЗ и приборах РХР и РК, исходя их оргштатной структуры НАСФ и АСФ и численности производственного персонала радиационно и химически опасных объектов, а также численности различных категорий населения, проживающего в зонах возможного радиационного и химического заражения;

создание запасов, исходя из следующих основных параметров:

- длительность хранения;

- оптимальная стоимость;

- соответствие современным и перспективным требованиям к защитным (эксплуатационным) свойствам.

Список использованных источников

1. Рекомендации о порядке списания с учета пришедшего в негодное состояние или утраченного имущества гражданской обороны. Направлены в территориальные органы МЧС России за подписью заместителя министра МЧС России, письмо от 26.03.1997г. № 40-770-8.

2. Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

3. Федеральный закон от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

4. Федеральный закон от 09.01.96 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».

5. Федеральный закон от 02.05.97 № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия».

6. Федеральный закон от 12.02.98 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.94 № 330-15 «О нормах, порядке накопления и использования имущества гражданской обороны".

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 1999 г. № 330-15 «О мерах по накоплению и использованию имущества гражданской обороны».

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств».

10. Приказ МЧС России от 10.03.2006 г. № 140 «О внесении изменений в Правила использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденные приказом МЧС России от 27 мая 2003 г. № 285» (регистрационный № 7633 от 24 марта 2006 г.).

11. Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».


Приложение



[1] Приказ МЧС России от 21.12.2005 г. № 993

[2] В соответствии с приказом Минфина России от 30 декабря 2009 г. № 150н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (в ред. приказов Минфина России от 31.03.2010 № 28н, от 24.06.2010 № 61н) с 1 января 2010 года установлены «Правила отнесения расходов всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующие разделы и подразделы классификации расходов». В разделе 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» подразделе 0309 «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона» подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управлению гражданской обороной, а также расходы на осуществление мероприятий в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и области гражданской обороны.

[3]Федеральный закон от 23.12.1996 г. "О бухгалтерском учете" ст.12, п. 3

[4] В соответствии с требованиями пункта 2.9.12. приказа МЧС России № 285 реальные сроки хранения средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля могут быть совокупностью рекомендуемых назначенных сроков хранения плюс пять лет после истечения гарантийного срока хранения плюс 1-5 лет при условии сохранения средствами эксплуатационных свойств, подтверждаемых проведением лабораторных испытаний изделий.

[5] При реализации партии изделий стоимость утилизации будет выражена не «отрицательным», а «положительным» финансовым показателем.

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (81853) 4-20-79
Приемная
8 (81853) 4-99-99
Единый «телефон доверия»
mchsnao@83.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)