ДОКЛАД по правоприменительной практике Главного управления МЧС России по Ненецкому автономному округу («как делать нельзя») за 12 месяцев 2018 года
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящие доклад по правоприменительной практике Главного управления МЧС России по Ненецкому автономному округу («как делать нельзя»), доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является правомерным («как делать нужно (можно)») за 12 месяцев 2018 года разработаны в целях профилактики нарушений обязательных требований, а также для публичного обсуждения результатов правоприменительной практики Главного управления МЧС России по Ненецкому автономному округу при осуществлении государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности с руководством по соблюдению обязательных требований, и основан на положениях:
Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре»;
постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 г. № 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;
постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 г. № 820 «О государственном надзоре за спортивными парусными судами, прогулочными судами и маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, об их классификации и освидетельствовании, о государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. № 1418 «О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны»;
постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
Плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно- надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.04.2016 № 559-р;
методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (утверждены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, протокол от 09.09.2016 № 7);
методических рекомендаций по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований (утверждены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, протокол от 20.01.2017№ 1);
методических рекомендаций по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора) (утверждены проектным комитетом по основному направлению стратегического развития «Реформа контрольной и надзорной деятельности», протокол от 21.02.2017 № 13(2));
приказа МЧС России от 25.11.2016 № 630 «Об утверждении порядка обобщения и анализа правоприменительной практики органов надзорной деятельности МЧС России;
приказа МЧС России от 14.06.2017 № 254 «Об организации публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органов надзорной деятельности МЧС России»;
указания МЧС России от 16.05.2017 № 19-4-1-1869.
Материалы содержат доклад по правоприменительной практике Главного управления МЧС России по Ненецкому автономному округу («как делать нельзя») за 12 месяцев 2018 года, а также доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является правомерным («как делать нужно (можно)») за 12 месяцев 2018 года по всем видам контроля (надзора), осуществляемыми Главным управлением МЧС России по Ненецкому автономному округу и подчиненными подразделениями (далее - Доклады). Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
обеспечение единства практики применения органами государственного контроля (надзора) МЧС России федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования);
обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике органов государственного контроля (надзора) МЧС России путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;
совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, и контрольно-надзорных функций;
повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности;
выработка путей по минимизации причинения вреда охраняемым законом ценностям при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органов государственного контроля (надзора) МЧС России, позволяющих соблюдать периодичность плановых и внеплановых проверок объектов государственного надзора.
Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются: выявление проблемных вопросов организации и осуществления проверок соблюдения организациями и гражданами обязательных требований;
выявление проблемных вопросов применения органами государственного контроля (надзора) обязательных требований;
выявление типовых нарушений обязательных требований;
выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики, в том числе реализацией профилактических мероприятий для их предупреждения;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов.
В качестве источников формирования Докладов использованы: результаты проверок и иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
результаты обжалований действий и решений должностных лиц органов государственного контроля (надзора) МЧС России в административном или судебном порядке и иные материалы судебной практики;
результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам надзорной деятельности;
результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан; результаты опросов (в том числе, проводимых в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») представителей подконтрольных объектов государственного надзора на предмет выявления случаев нарушения обязательных требований, причинения вреда охраняемым законом ценностям, а также избыточной административной нагрузки на бизнес;
результаты взаимодействия с территориальными органами Федеральной службы судебных приставов по принудительному взысканию административных штрафов и приостановлению деятельности;
разъяснения органов государственного контроля (надзора) МЧС России по вопросам применения законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления надзора за соблюдением обязательных требований;
разъяснения, полученные Главным управлением МЧС России по Ненецкому автономному округу от органов прокуратуры, суда, иных государственных органов по вопросам, связанным с осуществлением надзорной деятельности.
Раздел I. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР
Деятельность должностных лиц органов государственного пожарного надзора осуществляется в соответствии с:
ежегодными планами проведения проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
ежегодными планами проведения проверок органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
ежегодными планами проведения проверок объектов защиты и (или) территорий (земельных участков), правообладателями которых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели;
ежегодными планами проведения проверок объектов защиты и (или) территорий (земельных участков) физических лиц - правообладателей.
Указанные планы оформлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск- ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», и размещены на официальном сайте Главного управления в сети Интернет.
В целях исполнения требований ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ с 2016 года плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства не планируются.
Планирование плановых проверок объектов защиты юридических лиц в области пожарной безопасности осуществлялось с применением риск- ориентированного подхода.
Всего на 2018 год запланированы проверки 64 объектов защиты.
За 12 месяцев 2018 года органами федерального государственного пожарного надзора запланировано и проведено 100% плановых проверок объектов защиты юридических лиц.
В соответствии с п. 17 ч. 4 ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ, проведение внеплановых проверок, органами государственного пожарного надзора осуществляется по основаниям, установленным статьей 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в том числе:
истечение срока исполнения организацией или гражданином выданного органом государственного пожарного надзора предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности;
наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;
поступление в орган государственного пожарного надзора:
сведений от организаций или граждан, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной опасности;
обращений и заявлений организаций или граждан, информации от должностного лица органа государственного пожарного надзора, из средств массовой информации о нарушении требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объекта защиты, территории или земельного участка, о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты, территории или земельного участка, о несоответствии объекта защиты, территории или земельного участка, пожарно-технической продукции требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также о нарушении требований пожарной безопасности на лесных участках, на объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу организаций и граждан, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара;
наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Внеплановые выездные проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по основанию, указанному в абзаце третьем пункта 3 части пятой статьи 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» проводятся после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Нарушений действующего законодательства при использовании оснований проведения внеплановых проверок, нарушений порядка согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры не установлено.
Всего за 2018 год проведено 58 внеплановых выездных проверок, с истечением срока исполнения предписания – 52, 3 по поступившей информации, 3 по поручению Правительства РФ;
Распоряжения о проведении проверок разрабатываются и издаются в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ, в соответствии с типовыми формами, установленными приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В целях исполнения требований статьи 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в распоряжениях о проведении проверок дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта защиты, территории или земельного участка, в отношении которых соответственно планируется проведение мероприятий по контролю, наименование их правообладателя (правообладателей).
В целях исполнения требований п. 54 Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 30.11.2016 № 644 (далее Административный регламент) в распоряжениях о проведении плановых проверок объектов защиты и (или) территорий (земельных участков), в распоряжениях о проведении плановых проверок физических лиц - правообладателей, также указывается категория риска, к которой относится объект защиты и (или) территория (земельный участок).
В соответствии с п. 58 Административного регламента юридическим фактом, являющимся основанием для начала проведения плановой проверки, является наступление периода времени календарного года, в течение которого соответствующему органу ГПН необходимо провести запланированную в установленном порядке проверку объекта защиты, органа власти.
В соответствии с п. 67 Административного регламента юридическим фактом, являющимся основанием для начала проведения внеплановой проверки, является:
истечение срока исполнения органом власти, организацией, гражданином ранее выданного органом ГПН предписания об устранении нарушения и (или) по устранению несоответствия;
наличие решения органа власти об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;
поступление в орган ГПН:
сведений от организаций, граждан, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной опасности;
обращений и заявлений граждан, организаций, информации от органов власти (должностных лиц органов ГПН, в том числе результатов анализа проведенных мероприятий по контролю без взаимодействия с органами власти, организациями и гражданами), из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты и (или) территории (земельных участков), о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты и (или) территории (земельного участка), о несоответствии объектов защиты и (или) территории (земельных участков), пожарно-технической продукции требованиям пожарной безопасности, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара;
наличие распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
наличие акта о невозможности проведения внеплановой проверки с указанием причин невозможности ее проведения.
С начала текущего года, органами государственного пожарного надзора вынесено 122 распоряжения о проведении проверок объектов защиты.
Федеральный закон № 294-ФЗ (ст. 11 и ст. 12) предусматривает проведение документарной и выездной проверки.
В соответствии с п. 55 Административного регламента административная процедура проверки, предусмотренная настоящим Административным регламентом, проводится только в форме выездной проверки.
Таким образом, органами государственного пожарного надзора документарные проверки не проводятся.
Проверки противопожарного состояния объектов защиты проводятся в сроки, установленные ст. 13 Федерального закона № 294-ФЗ и не превышают двадцати рабочих дней.
В связи с ограничениями, установленными ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ на проведение плановых проверок юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), являющихся субъектами малого предпринимательства, плановые проверки, исчисляемые в часах, не проводятся.
За истекший период 2018 года сроки проведения проверок соответствующими руководителями органов государственного пожарного надзора не продлевались.
В рамках проведения проверок органами государственного пожарного надзора осуществляются мероприятия по контролю, предусмотренные п. 5 ст. 2 Федерального закона № 294-ФЗ, а также п/п 2 п. 64 Административного регламента, в том числе:
обследования объекта защиты (визуального осмотра);
отбора образцов продукции, проб и их исследования, испытания, измерения;
опроса и получения объяснений;
истребования документов и (или) информации;
проведения экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения требований пожарной безопасности с фактами причинения вреда;
проведения противопожарных инструктажей с работниками (обслуживающим персоналом) объекта защиты по соблюдению требований пожарной безопасности на объекте защиты и (или) территории (земельного участка), производстве, в быту, лесах, при проведении массовых мероприятий;
проведения практических тренировок по отработке планов эвакуации.
В соответствии со ст. 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ органы государственного пожарного надзора уполномочены на проведение мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, к которым относятся плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий.
Порядок оформления и содержания заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований территорий по вопросам обеспечения пожарной безопасности, выполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и оформления результатов таких плановых (рейдовых) осмотров, обследований регламентирован приказом МЧС России от 24.03.2017 № 132, вступившим в силу 20.06.2017.
Соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверок осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона № 294-ФЗ.
За 12 месяцев 2018 года подтвердившихся нарушений прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверок не установлено. Проверки, проведенные органами государственного пожарного надзора, судами и вышестоящими должностными лицами органов государственного пожарного надзора, не отменялись.
Оформление результатов проверок и принятие мер по результатам проверок осуществляется на основании положений ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ и п.п. 80 - 102 Административного регламента.
По результатам проверок в области пожарной безопасности за 12 месяцев 2018 года вручено 78 предписаний (АППГ - 47, рост на 66%), предложено к исполнению 432 (АППГ - 230, рост на 88%) мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, устранено 154 нарушение (АППГ - 147, рост на 5%), степень устранения нарушений составила 35% (АППГ - 63%).
В рамках исполнения функции пресечения правонарушений, допущенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, возбуждено 105 дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (55 за АППГ, рост на 89%), в том числе в отношении физических лиц составлено 70 административных протоколов (52 за АППГ, рост на 23%), в отношении юридических лиц составлено 35 административных протоколов (3 за АППГ, рост на 1066%):
По результатам рассмотрения материалов административных дел, государственными инспекторами по пожарному надзору назначено 9 административных штрафа (22 за АППГ, рост - 59%) на сумму 238 тыс. рублей (419 тыс. рублей за АППГ снижение- 43%).
За указанный период к административной ответственности в виде предупреждений государственными инспекторами по пожарному надзору привлечено 17 гр. и 21 д.л., 3 ПБОЮЛ, 13 юр. лиц (1 за АППГ,).
Доля назначенных административных наказаний в виде предупреждений от общего количества административных наказаний в 2018 году составила 52% (за АППГ 0).
За последние три года отмечается отсутствие поданных индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами жалоб на решения органов ГПН, как в суды, так и вышестоящим должностным лицам и, соответственно, отсутствуют отмененные решения, принятых по итогам проверок.
Можно выделить основные факторы, которые, по мнению индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, затрудняют (делают невозможным) исполнение предписанных органами ГПН требований:
во-первых, невозможность выполнения предъявляемых требований в связи с фактическим технико-эксплуатационным состоянием объекта защиты, что напрямую связано с годом введения его в эксплуатацию (как правило, большинство объектов было построено в 60-80 годах прошлого века);
во-вторых, несоответствие объектов защиты предъявляемым требованиям пожарной безопасности в силу размещения в них учреждений (организаций) изначально не предназначенных для этого в соответствии с существующими требованиями пожарной безопасности.
За 2018 год в ОНД и ПР ГУ МЧС России поступило 12 обращений, из них рассмотрено 12, факты нарушений, изложенных в обращениях, подтвердились в 3 случаях, в 9 случаях не подтвердились.
За 2018 год органами прокуратуры в адрес органов государственного пожарного надзора внесено 1 представление об устранении нарушений, связанных с осуществлением федерального государственного пожарного надзора (АППГ - 1).
Раздел II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
Деятельность должностных лиц, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны на территории Ненецкого автономного округа осуществляется в соответствии с:
ежегодным планом проведения проверок органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
ежегодным планом проведения проверок субъектов надзора.
Указанные планы оформлены в соответствии с требованиями Федерального закона № 294-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В целях исполнения требований ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ с 2016 года плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства не планируются.
Планирование плановых проверок субъектов надзора в области гражданской обороны осуществлялось с применением риск-ориентированного подхода (в соответствии с указанием МЧС России от 11.08.2015 № 43-3828-19).
На 2018 год проведение проверок субъектов надзора в области гражданской обороны не запланировано
Должностными лицами управления надзорной деятельности и профилактической работы за 12 месяцев 2018 года проверки не проводились (АППГ 0.). Выполнение плана проверок за истекший период 2018 года составило 100% (АППГ - 100%).
Проведение внеплановых проверок в области гражданской обороны регламентировано ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ и приказом МЧС РФ от 26.06.2012 № 358 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны» (далее - Административный регламент ГНГО).
Внеплановые проверки проводятся по следующим основаниям:
1) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны;
мотивированное представление должностного лица надзорного органа по результатам анализа рассмотрения или предварительной проверки поступивших в надзорный орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
распоряжение руководителя надзорного органа, изданного в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Пунктом 56 Административного регламента ГНГО установлено согласование проведения внеплановой проверки надзорным органом с органами прокуратуры в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 294-ФЗ.
Внеплановые проверки в области гражданской обороны по согласованию с прокуратурой Ненецкого автономного округа в 2018 году не проводились.
Распоряжения о проведении проверок издаются в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ, в соответствии с типовыми формами, установленными приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Проверки субъектов надзора в области гражданской обороны проводятся в сроки, установленные ст. 13 Федерального закона № 294-ФЗ и не превышают двадцати рабочих дней.
В связи с ограничениями, установленными ст. 26.1 Федерального закона от № 294-ФЗ на проведение плановых проверок юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), являющихся субъектами малого предпринимательства, плановые проверки в часах не проводились.
За истекший период 2017 года сроки проведения проверок не продлевались.
Соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверок осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона № 294-ФЗ.
При проведении анализа причин несоблюдения законодательства в области гражданской обороны установлено, что часть нарушений носит материальный характер и длительных характер. Это относится к эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны и приобретению индивидуальных средств защиты и медицинских средств защиты. Другие нарушения связаны с невыполнением различных мероприятий гражданской обороны. Для профилактики таких нарушений проводятся консультации с представителями юридических лиц и организовывается проведение занятий с уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны.
За истекший период 2018 года подтвердившихся нарушений прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверок не установлено. Проверки, проведенные органами государственного надзора в области гражданской обороны, судами и вышестоящими должностными лицами органами государственного надзора в области гражданкой обороны, не отменялись.
Оформление результатов проверок и принятие мер по результатам проверок осуществляется на основании положений ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ и п. 71-82 Административного регламента ГНГО.
Работа в Главном управлении с обращениями граждан организована и ведется в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции по работе с обращениями граждан в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС России от 31.03.2015 № 145. Обращений граждан и юридических лиц по вопросам нарушений требований и мероприятий по гражданской обороне за истекший период 2018 года в Главное управление не поступало.
Результаты проверок, проведенных органами государственного надзора в области гражданской обороны, судами и вышестоящими должностными лицами, не отменялись.
Раздел III. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ
ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
Деятельность должностных лиц органов федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Ненецкого автономного округа осуществляется в соответствии с ежегодным планом проведения проверок объектов надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Указанные планы оформлены в соответствии с требованиями Федерального закона № 294-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В целях исполнения требований ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ с 2016 года плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства не планируются.
Планирование плановых проверок объектов надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществлялось с применением риск-ориентированного подхода (в соответствии с указанием МЧС России от 11.08.2015 № 43-3828-19)
На 2018 год запланирована 1 плановая проверка в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Должностными лицами управления надзорной деятельности и профилактической работы за 12 месяцев 2018 года проведена 1 проверка (АППГ - 0). Выполнение плана проверок составило 100% (АППГ - 100%).
Основания проведения внеплановых проверок, а также порядок согласования внеплановых проверок с органами прокуратуры по надзору в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций регламентированы ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ и приказом МЧС России от 14.06.2016 № 323 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Административный регламент ГНЗНТЧС).
На основании п. 61 Административного регламента ГНЗНТЧС внеплановые проверки проводятся по следующим основаниям:
истечение срока исполнения объектом надзора ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
мотивированное представление должностного лица надзорного органа по результатам анализа рассмотрения или предварительной проверки поступивших в надзорный орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
распоряжение руководителя надзорного органа, изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
п. 64 Административного регламента ГНЗНТЧС устанавливает согласование проведения внеплановой проверки надзорным органом с органами прокуратуры в порядке, предусмотренном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Распоряжения о проведении проверок разрабатываются и издаются в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ, в соответствии с типовыми формами, установленными приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Проверки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в сроки, установленные ст. 13 Федерального закона № 294-ФЗ и не превышают двадцати рабочих дней.
В связи с ограничениями, установленными ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ на проведение плановых проверок юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), являющихся субъектами малого предпринимательства, плановые проверки в часах не проводились.
За истекший период 2018 года сроки проведения проверок не продлевались
Соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверок осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона № 294-ФЗ.
За истекший период 2018 года подтвердившихся нарушений прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверок не установлено. Проверки, проведенные органами федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Ненецкого автономного округа, судами и вышестоящими должностными лицами органами, не отменялись.
Оформление результатов проверок и принятие мер по результатам проверок осуществляется на основании положений ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ и п. 80-88 Административного регламента ГНЗНТЧС.
Результаты проверок, проведенных органами федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Ненецкого автономного округа, судами и вышестоящими должностными лицами, не отменялись.
Работа в Главном управлении с обращениями граждан организована и ведется в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции по работе с обращениями граждан в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС России от 31.03.2015 № 145.
За 12 месяцев 2018 года обращений по вопросам нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не поступало.
Раздел IV. ЛИЦЕНЗИОННЫЙ КОНТРОЛЬ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МОНТАЖУ, ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ, И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТУШЕНИЮ ПОЖАРОВ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ, НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ И ОБЪЕКТАХ ИНФРАСТРУКТУРЫ
В соответствии с пунктами 14 и 15 части 1 статьи 12, статьей 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - 99-ФЗ) МЧС России осуществляет лицензионный контроль за осуществлением деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.
В настоящее время на территории ненецкого автономного округа действует 23 лицензии в области пожарной безопасности (18 на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и 5 на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры).
Лицензионный контроль осуществляется в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Ежегодный план оформляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В целях исполнения требований ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ с 2016 года плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства не планируются.
В связи с внесением изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» формирование ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год осуществлялся с применением риск-ориентированного подхода.
Основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок является:
1) истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии
или переоформлении лицензии;
2) истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата.
Всего за 12 месяцев 2018 года в отношении лицензиатов плановые проверки не проводились (АППГ-0, +100%).
Внеплановая выездная проверка лицензиата проводится по следующим основаниям:
истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;
поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;
истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с частями 2 и 3 статьи 20 99-ФЗ;
наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;
наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
В течении 12 месяцев 2018 года проведены 4 внеплановые проверки в отношении соискателей лицензии (АППГ-0).
Распоряжения о проведении проверок разрабатываются и издаются в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ, в соответствии с типовыми формами, установленными приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Распоряжения выносятся при наличии юридического факта, являющегося основанием для проведения проверки.
В соответствии с ч.6 ст.19 99-ФЗ в отношении лицензиатов лицензирующим органом проводятся документарные проверки, плановые проверки и внеплановые выездные проверки.
Проверки лицензиатов проводятся в сроки, установленные ст. 13 Федерального закона № 294-ФЗ и не превышают двадцати рабочих дней.
В связи с ограничениями, установленными ст. 26.1 Федерального закона № 294- ФЗ на проведение плановых проверок юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), являющихся субъектами малого предпринимательства, плановые проверки, исчисляемые в часах, не проводятся.
За 2018 год сроки проведения проверок лицензирующим органом не продлевались.
При проведении проверки выявлены нарушения (АППГ-0, +100%), в отношении должностного лица возбуждено административное дело.
Грубых нарушений по результатам проверок лицензиатов (плановых и внеплановых) в 2018 году не выявлено (АППГ-0).
Соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверок осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона № 294-ФЗ.
За 2018 год подтвердившихся нарушений прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверок не установлено. Проверки, проведенные лицензирующим органом, не отменялись.
Оформление результатов проверок и принятие мер по результатам проверок осуществляется на основании положений ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ, п.п. 54 - 62 Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного приказом МЧС России от 16.10.2013 № 665, п.п. 83-93 Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденного приказом МЧС России от 07.06.2016 № 312.
Заявлений и обращений граждан, содержащих сведения о нарушении обязательных требований, грубых нарушений лицензионных требований, повлекших за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, не поступало.
Раздел V. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР ВО ВНУТРЕННИХ ВОДАХ И В
ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА
МАЛОМЕРНЫМИ СУДАМИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМИ В НЕКОММЕРЧЕСКИХ
ЦЕЛЯХ, И БАЗАМИ (СООРУЖЕНИЯМИ) ДЛЯ ИХ СТОЯНОК
Контроль за пользованием маломерными судами на водных объектах
Осуществление государственного надзора и контроля на водных объектах на территории Ненецкого автономного округа подразделениями Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России Ненецкого автономного округа (далее - ГИМС МЧС России Ненецкого автономного округа) проводится в соответствии с требованиями Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, утвержденного Приказом МЧС России № 607 от 18.10.2013 г.
За 1 квартал 2018 года государственные инспектора по маломерным судам Ненецкого автономного округа во взаимодействии с другими государственными органами и организациями проводили мероприятия, связанные с контролем и надзором за пользованием маломерными судами и профилактикой несчастных случаев на водоемах. Всего проведено 13 патрулирований, из них 13 профилактических выездов по контролю за ледовой обстановкой в местах выхода людей на лед, за функционированием и закрытием ледовых переправ. Совместно со спасателями проведено 6 мероприятий.
За отчетный период 2018 года по вопросам неправомерных действий должностных лиц ГИМС не поступало.
Всего поступало обращений граждан за указанный период: по вопросам государственной регистрации - 9; по вопросам обучения и аттестации судоводителей - 0.
По всем поступившим обращениям граждан, даны квалифицированные разъяснения действующего законодательства.
Информация о номере единого «телефона доверия», телефонов должностных лиц, электронные адреса подразделений Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России Ненецкого автономного округа постоянно размещается в сети Интернет.
Внедрение новых подходов к осуществлению надзорной деятельности предполагает замену мероприятий по контролю мерами разъясняющего, консультативного, обучающего характера, а также проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений требований в области безопасности людей на водных объектах.
Надзор за базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов
Всего на учете в ГИМС МЧС России Ненецкого автономного округа состоит 9 баз (сооружений) для стоянок маломерных судов.
Надзор за пользованием ледовыми переправами:
Ежегодно в зимний период на территории Ненецкого автономного округа оборудуется 6-8 производственных ледовых переправ. Немаловажную роль играет обеспечение безопасности людей на водных объектах в зимний период, а именно в период становления льда, проведения работ по оборудованию ледовых переправ.
ГИМС Ненецкого автономного округа ежегодно проводит работу по взаимодействию с администрациями муниципальных образований, рекомендуя:
рассмотреть на заседаниях комиссий по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности муниципальных образований мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах в осенне-зимний период, по своевременному обустройству и открытию ледовых переправ;
провести работу по составлению планируемых к оборудованию ледовых переправ;
принять меры по своевременному оборудованию и открытию ледовых переправ с учетом климатических условий;
организовать систему наблюдения в традиционно сложившихся местах массового выхода людей на лед, сбор и обмен информацией по обстановке на водных объектах, обеспечить своевременное информирование населения о неблагоприятной ледовой обстановке;
совместно с заинтересованными службами и организациями проводить проверки мест массового выхода людей на лед, обеспечить их безопасность с учетом погодных условий и ледовой обстановки;
через средства массовой информации провести широкую разъяснительную работу среди населения по правилам поведения людей на водных объектах в зимний период (в период становления и распада льда).