ДОКЛАД с руководством по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является правомерным («как делать нужно (можно)») за 12 месяцев 2018 года

Раздел I. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР

При проведении анализа соблюдения и нарушения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований в области пожарной безопасности установлены типичные нарушения обязательных требований, которые представлены в нижеприведенной таблице 1 с разъяснениями по их соблюдению.

Таблица 1

Класс функциональной пожарной опасности объекта защиты

Наименование типового нарушения обязательных требований*

Вид нарушения обязательных требований**

Причины совершения нарушений обязательных требований***

Разъяснения по соблюдению обязательных требований

 

 

 

 

.

Ф 4.1 (здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций, объекты среднего образования).

Не обеспечено исправное состояние автоматической установки пожарной сигнализации.

Нарушение требований пожарной безопасности к системам противопожарной защиты

Недостаточное внимание (контроль) хозяйствующего субъекта к содержанию систем противопожарной защиты

В соответствии с п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390) (далее – Правила противопожарного режима в Российской Федерации) руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.

Эксплуатация эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов с нарушениями

Нарушение эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов

Недостаточное внимание (контроль) хозяйствующего субъекта к содержанию путей эвакуации

При эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается:

а) устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей, при отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации либо при отсутствии технических решений, позволяющих вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанные устройства. Допускается в дополнение к ручному способу применение автоматического или дистанционного способа открывания и блокирования устройств;

б) размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, эвакуационных люках) различные материалы, изделия, оборудование, производственные отходы, мусор и другие предметы, а также блокировать двери эвакуационных выходов;

в) устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;

г) фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются устройства, автоматически срабатывающие при пожаре), а также снимать их;

д) закрывать жалюзи или остеклять переходы воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках;

е) заменять армированное стекло обычным в остеклении дверей и фрамуг;

ж) изменять направление открывания дверей, за исключением дверей, открывание которых не нормируется или к которым предъявляются иные требования в соответствии с нормативными правовыми актами.

Ф 1.1 (здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских

Не обеспечено исправное состояние автоматической установки пожарной сигнализации.

Нарушение требований пожарной безопасности к системам противопожарной защиты

Недостаточное внимание (контроль) хозяйствующего субъекта к содержанию систем противопожарной защиты

В соответствии с п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390) (далее – Правила противопожарного режима в Российской Федерации) руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.

Эксплуатация эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов с нарушениями

Нарушение эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов

Недостаточное внимание (контроль) хозяйствующего субъекта к содержанию путей эвакуации

При эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается:

Ф 1.2 (гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов).

Помещения не обеспечены необходимым количеством первичных средств

пожаротушения (огнетушителями).

Нарушение требований пожарной безопасности к обеспечению объектов защиты первичными средствами пожаротушения

Недостаточное

внимание хозяйствующего субъекта к выполнению обязательного требования

В соответствии с п. 463, п.465 Правил противопожарного режима в Российской Федерации при определении видов и количества первичных средств пожаротушения следует учитывать физико-химические и пожароопасные свойства горючих веществ, их взаимодействие с огнетушащими веществами, а также площадь помещений, открытых площадок и установок.

Выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей на объекте защиты (в помещении) осуществляется в зависимости от огнетушащей способности огнетушителя, категорий помещений по пожарной и взрывопожарной опасности, а также класса пожара.

Нормы обеспечения огнетушителями объектов защиты, относящиеся к зданиям Ф.4.3 необходимо определять в соответствии с разделом XIX. «Обеспечение объектов защиты первичными средствами пожаротушения»

Необходимо учитывать требования п.468. Правил противопожарного режима в Российской Федерации, согласно которому в общественных зданиях и сооружениях на каждом этаже размещается не менее 2 огнетушителей

Ф 4.1 (здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций, объекты среднего образования, кроме ОЗ высокого риска).

Помещения не обеспечены необходимым количеством первичных средств

пожаротушения (огнетушителями).

Нарушение требований пожарной безопасности к обеспечению объектов защиты первичными средствами пожаротушения

Недостаточное

внимание хозяйствующего субъекта к выполнению обязательного требования

В соответствии с п. 463, п.465 Правил противопожарного режима в Российской Федерации при определении видов и количества первичных средств пожаротушения следует учитывать физико-химические и пожароопасные свойства горючих веществ, их взаимодействие с огнетушащими веществами, а также площадь помещений, открытых площадок и установок.

Выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей на объекте защиты (в помещении) осуществляется в зависимости от огнетушащей способности огнетушителя, категорий помещений по пожарной и взрывопожарной опасности, а также класса пожара.

Нормы обеспечения огнетушителями объектов защиты, относящиеся к зданиям Ф.4.3 необходимо определять в соответствии с разделом XIX. «Обеспечение объектов защиты первичными средствами пожаротушения»

Необходимо учитывать требования п.468. Правил противопожарного режима в Российской Федерации, согласно которому в общественных зданиях и сооружениях на каждом этаже размещается не менее 2 огнетушителей

Ф 5.1 – производственные здания, сооружения, производственные и лабораторные помещения, мастерские

Не обеспечено исправное состояние автоматической установки пожарной сигнализации.

Нарушение требований пожарной безопасности к системам противопожарной защиты

Недостаточное внимание (контроль) хозяйствующего субъекта к содержанию систем противопожарной защиты

В соответствии с п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390) (далее – Правила противопожарного режима в Российской Федерации) руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.

 

 

 

Кроме того, в рамках консультирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлены типовые вопросы по соблюдению обязательных требований в области пожарной безопасности, которые представлены в нижеприведенной таблице 2 с разъяснениями.

Таблица 2

 

Суть типового вопроса

Разъяснения по соблюдению обязательных требований

Какими строительными материалами допускается отделка путей эвакуации

Область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации определена Таблицей 28 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Требования к АУПС и СОУЭ

Фз 123 от 22.07.2008, СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические.

Требования к пожарной декларации и обязательности её наличия

Требования к декларации пожарной безопасности определены ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

 

В порядке реализации положений Федерального закона от 03.07.2016 № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», приказа МЧС России от 30.11.2016 № 644 «Об утверждении Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (зарегистрирован в Минюсте России 13.01.2017, регистрационный № 45228) с учетом специфики возможных рисков разработана и размещена на официальном интернет-портале Главного управления Программа профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности, обеспечения безопасности на водных объектах на 2018 год  Также размещен Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного пожарного надзора.

В 2018 году проведено 2 рабочих совещания с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Ненецком автономном округе с участием представителей предпринимательского сообщества. Распространено более 200 информационных памяток среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проведено 27 занятий по разъяснению обязательных требований, опубликовано 43 тематических материала в средствах массовой информации.

В целях профилактики нарушений обязательных требований проведено обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Главного управления за 2017 год и 2018 годы, года проведены публичные обсуждения результатов правоприменительной практики Главного управления, в котором приняли участие Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ненецком автономном округе, представитель Центра развития бизнеса в НАО, представители общественных организаций предпринимательства, предприниматели, сотрудники надзорных органов. На официальном интернет-сайте Главного управления размещены доклады по результатам правоприменительной практики Главного управления с руководством по соблюдению обязательных требований за 2017 год, 2018 годы, обобщенные ответы на вопросы (обращения), полученные до и во время проведения публичного обсуждения правоприменительной практики, ответы на наиболее актуальные вопросы при организации и осуществления надзорной деятельности и другие материалы, связанные с результатами проведенного публичного мероприятия в Ненецком автономном округе.

Для профилактики нарушений обязательных требований, разъяснения мер, которые должны приниматься органами власти, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для недопущения нарушений обязательных требований разработаны и размещены на официальном сайте Главного управления, а также направлены в администрации муниципальных образований следующие методические рекомендации: «О взаимодействии с комиссиями по ЧС и ПБ муниципальных образований», «Профилактическая работа в жилом секторе», «Формы и методы проведения противопожарной пропаганды», «По использованию открытого огня и разведению костров на землях различных категорий», «Оценка соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска», «По созданию и организации деятельности дружин юных пожарных», «Организация проведения практических тренировок по эвакуации людей из зданий и помещений при возникновении пожара, иных чрезвычайных ситуаций», «По устройству и оборудованию пожарных водоемов (резервуаров)», и др.

В соответствии с Планом работы Главного управления на 2013-2018 годы по исполнению поручений, содержащихся в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596-606, в части реализации новых форм и методов обеспечения безопасности на объектах экономики, на постоянной основе проводится всестороннее информирование общественности, бизнес-сообществ, руководителей органов местного самоуправления и учреждений различных сфер деятельности об альтернативных формах оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, а также пропаганда данной деятельности путем размещения соответствующей информации на официальных сайтах и социальных сетях, непосредственно в ходе осуществления надзорных мероприятий, консультирования по вопросам пожарной безопасности, а также на тематических совещаниях и семинарах. В истекшем периоде 2018 года организовано и проведено более 6 встреч с представителями бизнес - сообществ и заинтересованных организаций по разъяснению вопросов о внедрении аудита пожарной безопасности, опубликовано более 10 информаций о развитии независимой оценки пожарного риска (далее - НОР) в печатных средствах массовой информации, а также на интернет ресурсах.

В целях реализации требований приказа МЧС России от 25.11.2009 № 660 «Об утверждении порядка получения экспертной организацией добровольной аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска», в Главном управлении создана соответствующая комиссия по добровольной аккредитации Аудиторов.

Применение обязательных требований, установленных нормативными документами по пожарной безопасности осуществляется в системной взаимосвязи с нормами права, установленными федеральными законами от 21.12.1994 № 69- ФЗ «О пожарной безопасности», от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», от 26.12.2006 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и административными регламентами МЧС России.

В целях исполнения положений статьи 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ, приказом МЧС России от 24.03.2017 № 132 утвержден Порядок оформления и содержания заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований территорий по вопросам обеспечения пожарной безопасности, выполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и оформления результатов таких плановых (рейдовых) осмотров, обследований (вступил в силу 20.06.2017).

Указанный нормативный правовой акт устанавливает:

порядок оформления заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований территорий;

содержание плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований территорий;

порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований территорий.

Срок проведения каждого планового (рейдового) осмотра, обследования территории устанавливается начальником органа ГПН либо его заместителем с учетом природно-климатических и географических условий субъектов Российской Федерации, но не может превышать 10 рабочих дней.

В случае выявления нарушений требований пожарной безопасности и (или) требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера принимаются меры в соответствии с действующим законодательством.

В феврале 2017 года правительство утвердило требования к опросникам для проверок бизнеса. Согласно постановлению, формы проверочных листов должны утверждать контрольно-надзорные органы федерального, регионального и муниципального уровня, а информация о разработке проектов соответствующих актов и итогах их общественного обсуждения должна размещаться на портале regulation.gov.ru. В форме необходимо указывать вид контроля или надзора, а также вид деятельности проверяемого субъекта или объекта, их категории риска и классы опасности. Кроме того, чек-лист должен содержать наименование органа госконтроля, а также реквизиты документов, в которых содержатся проверяемые требования. В чек-листе должен быть указан учётный номер проверки, по которому можно будет найти информацию в едином реестре проверок.

Приказом МЧС России от 26.09.2017 № 399 утвержден административный регламент, устанавливающий порядок осуществления МЧС России приема и учета уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности в сфере производства пожарно-технической продукции.

Заявителями на получение данной госуслуги являются индивидуальные предприниматели или юридические лица, предполагающие осуществлять производство первичных средств пожаротушения, мобильных средств пожаротушения, установок пожаротушения, средств пожарной автоматики, пожарного оборудования, средств индивидуальной защиты и спасания людей при пожаре, пожарного инструмента, средств пожарной сигнализации, связи и оповещения.

Для получения госуслуги заявитель представляет в территориальный орган МЧС России до начала фактического выполнения указанных работ, уведомление в двух экземплярах по форме, предусмотренной приложением к регламенту. Заявитель вправе обратиться за получением госуслуги через МФЦ.

Предоставление госуслуги территориальными органами МЧС России осуществляется в течение одного рабочего дня после поступления уведомления.

Внесение сведений, содержащихся в зарегистрированных уведомлениях, в реестр осуществляется в течение одного рабочего дня после поступления уведомления. Размещение сведений из реестра на официальном сайте МЧС

России осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня регистрации уведомления.

В приложении к регламенту приведена контактная информация территориальных органов МЧС России по субъектам РФ.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОДКОНТРОЛЬНЫМ СУБЪЕКТАМ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:

  1. При обеспечении пожарной безопасности подведомственного объекта защиты рекомендуется ознакомиться с Перечнем актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного пожарного надзора.
  2. При принятии решения о капитальном ремонте, реконструкции, об изменении функционального назначения помещения рекомендуется проконсультироваться в органах государственного пожарного надзора в целях исключения нарушений обязательных требований.
  3. В случае необходимости аренды имущества (здания, помещения) рекомендуется обратить внимание на предмет договора аренды в части касающейся ответственности за вопросы обеспечения пожарной безопасности (собственник или арендатор отвечает за обеспечение пожарной безопасности - мероприятий капитального и режимного характера).
  4. При эксплуатации объекта защиты рекомендуется застраховать имущество от рисков возникновения ущерба при возможном возникновении пожара, а также ответственность за причинение ущерба третьим лицам.
    1. Предусмотреть мероприятия, направленные на выполнение требований пожарной безопасности, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 20.09.2016 № 947 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации», вступившие в силу 26.09.2017, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2017 № 1174 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации», вступившие в силу 11.10.2017.

Раздел II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

При проведении анализа соблюдения и нарушения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований в области гражданской обороны установлены типичные нарушения обязательных требований, которые представлены в нижеприведенной таблице 3 с разъяснениями по их соблюдению.

таблица 3

 

№ п/п

Типичные нарушения обязательных требований

Разъяснение по соблюдению обязательного требования

1

Не создан объектовый запас материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В соответствии с п. 6 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 № 379 федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации:

а)     определяют номенклатуру и объемы запасов исходя из их потребности в военное время для обеспечения населения, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб;

б)   создают и содержат запасы;

в)   осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием запасов.

 

 

 

В рамках консультирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлены типовые вопросы по соблюдению обязательных требований в области гражданской обороны, которые представлены в нижеприведенной таблице 4 с разъяснениями.

таблица 4


 

1

Кто разрабатывает планы гражданской обороны?

Ведение гражданской обороны в РФ осуществляется на основании Положением о гражданской обороне в Российской Федерации.

П. 5. Ведение гражданской обороны осуществляется: в Российской Федерации - на основе Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;

в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

в федеральных органах исполнительной власти и организациях - на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержден приказом МЧС России от 16.02.2012 № 70 ДСП.

 

В порядке реализации положений Федерального закона от 03.07.2016 № 277- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск- ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2017 № 864 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения риск-ориентированного подхода при осуществлении отдельных видов государственного надзора и лицензионного контроля», приказа МЧС России от 26.06.2012 № 358 «Об утверждении административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны» (зарегистрирован в Минюсте России 12.07.2012, регистрационный № 24877 с учетом специфики возможных рисков разработана и размещена на официальном интернет-сайте Главного управления Программа профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности, обеспечения безопасности на водных объектах на 2018 год , так же размещен Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного надзора в области в области гражданской обороны.

Проведены Дни открытых дверей в пожарно-спасательных подразделениях с демонстрацией пожарной, спасательной техники и инструмента, практические мероприятия по правилам пользования средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, средствами медицинской защиты, первичными средствами пожаротушения, правилам оказания первой помощи.

На технических средствах информирования населения, размещенных в местах массового пребывания людей, транслируются ролики Главного управления по вопросам безопасности жизнедеятельности, а также оперативная информация о количестве ЧС, пожаров, происшествий, произошедших за неделю.

Организовано информирование населения через социальные сети и интернет ресурсы.

Для профилактики нарушений обязательных требований, разъяснения мер, которые должны приниматься органами власти, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для недопущения нарушений обязательных требований разработаны и размещены на официальном сайте Главного управления, а также направлены в администрации муниципальных образований следующие методические рекомендации: «О взаимодействии с комиссиями по ЧС и ПБ муниципальных образований», «Профилактическая работа в жилом секторе», «Формы и методы проведения противопожарной пропаганды», «По использованию открытого огня и разведению костров на землях различных категорий», «Организация проведения практических тренировок по эвакуации людей из зданий и помещений при возникновении пожара, иных чрезвычайных ситуаций» и др.

В целях совершенствования законодательства в области организации и осуществления государственного надзора в области гражданской обороны необходимо:

  1. Определить единый подход к порядку согласования с заинтересованными надзорными органами предложений органов прокуратуры о проведении совместных плановых проверок в отношении юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации, с внесением изменений в статью 9 Федерального закона № 294-ФЗ.
  2. Предусмотреть основания для проведения внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления (должностных лиц местного самоуправления) с целью контроля исполнения ранее выданных предписаний, путем внесения изменений в ч. 2.6 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 №

1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОДКОНТРОЛЬНЫМ СУБЪЕКТАМ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ:

  1. Обеспечить выполнение нормативных требований по приведению в готовность защитных сооружений гражданской обороны;
  2. Обратить особое внимание на принимаемые нормативные правовые акты, актуализирующие обязательные требования и мероприятия в области гражданской обороны;
  3. При эксплуатации защитных сооружений руководствоваться требованиями Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2003 N 4317).
  4. При обеспечении требований в области гражданской обороны ознакомиться с Перечнем актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны, размещенных на официальном сайте Главного управления.

Раздел III. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

 

В рамках консультирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлены типовые вопросы по соблюдению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, которые представлены в нижеприведенной таблице 5 с разъяснениями.

таблица 5

№ п/п

Суть типового вопроса

Разъяснения по наиболее часто задаваемым вопросам при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1

Кто проходит подготовку (обучение) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций?

На основании п. 2 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547 Подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:

 

В порядке реализации положений Федерального закона от 03.07.2016 № 277- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и вышеуказанного Постановления № 806, постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2017 № 864 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения риск-ориентированного подхода при осуществлении отдельных видов государственного надзора и лицензионного контроля», приказа МЧС России от 14.06.2016 № 323 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», с учетом специфики возможных рисков разработана и размещена на официальном интернет-портале Главного управления Программа профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности, обеспечения безопасности на водных объектах на 2018 год, так же размещен Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В истекшем 2018 году внесены изменения в нормативно правовой акт Российской Федерации: Приложением к Положению о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 № 1418 определены критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска.

Указанные изменения определяют следующие категории риска:

-  высокого риска - проверки проводятся 1 раз в 2 года;

-  значительного риска - проверки проводятся 1 раз в 3 года;

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся

Организация и проведение профилактических мероприятий проводится в соответствии с «Программой профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории Ненецкого автономного округа на 2018 год».

Основными направлениями профилактической работы являются: предупреждение нарушений населением и подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;

создание мотивации к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;

повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения; снижение административной нагрузки на подконтрольные объекты, и как следствие снижение издержек как контрольно-надзорных органов, так и подконтрольных объектов;

повышение прозрачности системы государственного контроля (надзора) в целом и деятельности контрольно-надзорных органов Министерства;

сохранение эффективности контроля за соблюдением обязательных требований на подконтрольных объектах с учетом внедрения риск- ориентированного подхода в деятельность контрольно-надзорных органов Министерства;

разъяснение населению и подконтрольным объектам системы обязательных требований, правил безопасного поведения в быту и при возникновении чрезвычайной ситуации, пожара.

Для профилактики нарушений обязательных требований, разъяснения мер, которые должны приниматься органами власти, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для недопущения нарушений обязательных требований разработаны и размещены на официальном сайте Главного управления, а также направлены в администрации муниципальных образований следующие методические рекомендации: «О взаимодействии с комиссиями по ЧС и ПБ муниципальных образований», «Профилактическая работа в жилом секторе», «Формы и методы проведения противопожарной пропаганды», «По использованию открытого огня и разведению костров на землях различных категорий», «Определение противопожарных расстояний от границ застройки городских и сельских поселений до лесных насаждений, порядок организации работ по их созданию и обустройству», «Оценка соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска», «Организация проведения практических тренировок по эвакуации людей из зданий и помещений при возникновении пожара, иных чрезвычайных ситуаций» и др.

В целях исполнения положений статьи 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ, приказом МЧС России от 24.03.2017 № 132 утвержден Порядок оформления и содержания заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований территорий по вопросам обеспечения пожарной безопасности, выполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и оформления результатов таких плановых (рейдовых) осмотров, обследований (вступил в силу 20.06.2017).

Указанный нормативный правовой акт устанавливает:

порядок оформления заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований территорий;

содержание плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований территорий;

порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований территорий.

Срок проведения каждого планового (рейдового) осмотра, обследования территории устанавливается начальником органа федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций либо его заместителем с учетом природно-климатических и географических условий субъектов Российской Федерации, но не может превышать 10 рабочих дней.

В случае выявления нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера принимаются меры в соответствии с действующим законодательством.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОДКОНТРОЛЬНЫМ СУБЪЕКТАМ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

  1. Обратить внимание на принимаемые нормативные правовые акты Российской Федерации, актуализирующие обязательные требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
  2. При возникновении вопросов при реализации обязательных требований, обращаться для консультирования в управление надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления в целях исключения указанных нарушений.
    1. При обеспечении требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера рекомендуется ознакомиться с Перечнем актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, размещенных на официальном сайте Главного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел IV. ЛИЦЕНЗИОННЫЙ КОНТРОЛЬ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МОНТАЖУ, ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ, И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТУШЕНИЮ ПОЖАРОВ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ, НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ И ОБЪЕКТАХ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Наиболее массовыми и типовыми нарушениями лицензионных требований являются:

отсутствие у лицензиата оборудования, инструмента, технической документации, технических средств, в том числе средств измерения, необходимых для выполнения работ и оказания услуг;

отсутствие в штате лицензиата работников, заключивших с ним трудовые договоры, имеющих профессиональное техническое образование (профессиональную подготовку) и не прошедших повышение квалификации, соответствующее выполнению работ и оказанию услуг не реже 1 раза в 5 лет, а также

минимальный стаж работы в области лицензируемой деятельности, составляющий 3 года;

В нижеприведенной таблице 6 представлены обобщенные сведения анализа правоприменительной практики и наиболее часто задаваемые вопросы подконтрольных субъектов при организации и осуществлении лицензионного контроля.

таблица 6

№ п/п

Суть типового вопроса

Разъяснения по наиболее часто задаваемым вопросам при осуществлении лицензионного контроля

1.

За какие нарушения приостанавливается действие лицензии МЧС России?

В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в следующих случаях:

1)              привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

2)       назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2.

Какая ответственность предусмотрена за уклонение от проведения проверки?

Статья 19.4.1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля

  1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 КоАП РФ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

  1. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, -

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

  1. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, -

 

В нижеприведенной таблице 7 представлены обобщенные сведения с руководством по соблюдению обязательных требований по наиболее часто задаваемым вопросам подконтрольными субъектами, установленными в ходе анализа правоприменительной практики.

Таблица 7

 

№ п/п

Типичные нарушения обязательных требований

Разъяснение по соблюдению обязательного требования

1.

Не соответствие квалификации работников, осуществляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и

В соответствии с п.п. Б п. 4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1225, в штате у соискателя лицензии (лицензиата) должны состоять

 

В целях профилактики нарушений лицензионных требований, разъяснения мер, которые должны выполнятся лицензиатами на интернет-портале Главного управления размещены документы, регламентирующие деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области пожарной безопасности.

Организовано консультирование по вопросам выполнения лицензионных требований при осуществлении деятельности в области пожарной безопасности. Консультации осуществляются при личном обращении, а также посредством почтовой связи, по телефону и электронной почте.

Применение лицензионных требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществляется в системной взаимосвязи с нормами права, установленными федеральными законами от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной

безопасности», от 26.12.2006 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ЛИЦЕНЗИАТАМ

(СОИСКАТЕЛЯМ ЛИЦЕНЗИИ) ПО СОБЛЮДЕНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ

ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЛИЦЕНЗИРУЕМЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1. При обращении за государственной услугой по предоставлению, переоформлению, прекращению действий лицензии, а также осуществлением лицензируемых видов деятельности рекомендуется ознакомиться с нормативно - правовыми актами, регулирующие отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

  1. При принятии решения о реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменении его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, рекомендуем обратиться в лицензирующий орган для переоформления лицензии.
  2. При принятии решения о прекращении лицензируемых видов деятельности, прекращения деятельности юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) рекомендуем обращаться в лицензирующий орган с заявлением о прекращении действия лицензии.
  3. При приеме на работу специалистов, выполняющих работы (оказывающих услуги) составляющие лицензируемый вид деятельности, рекомендуем обеспечить необходимый уровень их квалификации.
  4. В целях обеспечения качественного выполнения работ рекомендуем в установленные сроки проводить поверку средств измерений, применяемых при выполнении работ, оказании услуг.

 

 

Раздел V. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР ВО ВНУТРЕННИХ ВОДАХ
И В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА
МАЛОМЕРНЫМИ СУДАМИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМИ В
НЕКОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ, И БАЗАМИ (СООРУЖЕНИЯМИ)

ДЛЯ ИХ СТОЯНОК

Контроль и надзор за пользованием маломерными судами осуществляется подразделениями ГИМС МЧС России на основе Правил государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 № 820, в соответствии с Административным регламентом МЧС России исполнения государственной функции по надзору во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, утвержденный приказом МЧС России от 18.10.2012 № 607 (далее - Административный регламент) и осуществляется в форме рейда патрулирования и наблюдения с плавучих или береговых контрольных постов.

Поскольку государственный надзор за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, осуществляется в отношении граждан (судоводителей), и принадлежащих им маломерных судов Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 (далее - Правила), к государственный надзору за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях применяться не могут.

В соответствии с Административным регламентом мероприятия по надзору за пользованием базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов, пляжами, переправами и наплавными мостами осуществляются в форме выездных проверок. При этом в настоящее время органами прокуратуры большинства субъектов Российской Федерации плановые проверки указанных объектов не согласовываются поскольку контрольные мероприятия на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов, пляжах, переправах и наплавных мостах проводятся в форме выдачи разрешений на их пользование (проведения ежегодных освидетельствований) и не требует дополнительного согласования с органами прокурорского надзора.

С учетом необходимости сокращения избыточных ограничений и требований, оптимизации надзорных процедур, осуществление контроля за указанными объектами предполагается организовать по разрешительному принципу с одновременным отказом от проведения плановых проверок.

Таким образом, в условиях отказа от проведения плановых проверок, отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - владельцев баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей, переправ (в том числе ледовых) и наплавных мостов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности будет устанавливаться с учетом проведения в отношении указанных объектов только внеплановых проверок.

Типичными нарушениями пользования маломерными судами, являются:

нарушение правил плавания;

нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления;

управление судном судоводителем, не имеющем при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном;

управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в

состоянии опьянения;

нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров.

Возникновение типовых нарушений правил происходит по следующим основным причинам:

санкции, предусмотренные особенной частью Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в большинстве случаев для судовладельцев являются незначительными.

Составы административных правонарушений, отнесенные к компетенции инспекторов по маломерным судам, не требуют дополнительного разъяснения неопределенному кругу лиц так как, являются нормой прямого действия.

Одновременно следует отметить, что в ряде случаев при совершении административных правонарушений судоводителями, возможно наступление тяжких последствий (гибель, получение телесных повреждений). Из этого следует, что санкции, предусмотренные особенной частью Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в ряде случаев несоизмеримы с возможными последствиями, которые могут наступить при совершении административного правонарушения

В целях предупреждения возможного нарушения подконтрольными субъектами (и (или) неопределенным кругом лиц) правил, направленных на снижение рисков причинения ущерба, охраняемых законом ценностям федеральным законодательством, необходимо ужесточить санкции по ряду составов административных правонарушений, за совершение которых возможно наступление тяжких последствий.

Вышеуказанные мероприятия послужат действенным стимулом к добросовестному поведению лиц и, как следствие снижению уровня ущерба охраняемых законом ценностям.

Анализ происшествий на водных объектах Ненецкого автономного округа показывает, что гибель людей происходит при эксплуатации маломерных судов в пьяном виде, где отсутствует возможность постоянного контроля за маломерными судами.

Особого внимания заслуживает гибель детей вследствие недостаточного информирования и обучения по правилам безопасного поведения на водных объектах со стороны взрослых и особенно родителей. На территориях муниципальных образований не оборудуются пляжи, места для купания детей отсутствуют. Соответственно, места для купания дети выбирают сами. Благодаря активно проводившейся профилактической работе среди детей в общеобразовательных учреждениях, через средства массовой информации, гибель детей не допущена.

Основные причины гибели людей на водных объектах:

- Эксплуатация маломерного судна в состоянии алкогольного опьянения - 100%.

Нормативные правовые акты Российской Федерации в области разрешительной деятельности и регулирования надзора за пользованием ледовыми переправами:

Постановление Администрации Ненецкого автономного округа  от 28.12.2007 №279-п  «Об утверждении Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Ненецком автономном округе»

 Постановление Администрации Ненецкого автономного округа  от 17.07.2012 №199-п «Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах в Ненецком автономном округе»;

Закон Ненецкого автономного округа от 29.06.2002 N 366-ОЗ «Об административных правонарушениях»;

Отраслевые дорожные нормы. Автомобильные дороги общего пользования. Инструкция по проектированию, строительству и эксплуатации ледовых переправ (ОДН 218.010-98).

В нижеприведенной таблице 9 представлены обобщенные сведения с руководством по соблюдению обязательных требований по наиболее часто задаваемым вопросам подконтрольными субъектами (судоводителями маломерных судов), установленными в ходе анализа правоприменительной практики.

 

п/п

Типовые и массовые нарушения обязательных требований безопасности людей на водных объектах

Положение

нормативных правовых актов, нормативных документов

Разъяснения о возможных мероприятиях по их устранению

Причины

возникновения

типовых

нарушений

обязательных

требований

1

Купание в реках, водоемах и других местах, где это запрещено нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей

 

ст.2.1.15  Закона Ненецкого автономного округа от 29.06.2002 N 366-ОЗ «Об

административных правонарушениях»

Купаться в специально отведенных местах

Пренебрежительное отношение к требованиям Правил охраны жизни людей на водных объектах

2

Нарушение требований по обеспечению безопасности на льду при переходе водного объекта, перевозке грузов, производстве работ по выколке льда влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до одной тысячи пятисот рублей.

ст.2.1.18  Закона Ненецкого автономного округа от 29.06.2002 N 366-ОЗ «Об

административных правонарушениях»

При переходе (переезде) водного объекта пользоваться специально оборудованными ледовыми переправами

3

Выпуск в плавание маломерного судна, у которого содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума, производимого ими при работе, превышает нормативы, установленные государственными стандартами Российской

Федерации

Статья 8.22. Выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума Кодекс РФ «Об административных правонарушениях»

Выполнение правил эксплуатации судна.

Не выполнение гражданами нормативных актов в области обеспечения безопасной эксплуатации судов

4

Эксплуатация гражданами маломерных судов, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума, производимого ими при работе, превышает нормативы, установленные государственными стандартами Российской

Федерации

Статья 8.23. Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума Кодекс РФ «Об административных правонарушениях»

Выполнение правил эксплуатации судна.

Не выполнение гражданами нормативных актов в области обеспечения безопасной эксплуатации судов

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОДКОНТРОЛЬНЫМ СУБЪЕКТАМ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ (ВЛАДЕЛЬЦАМ

ЛЕДОВЫХ ПЕРЕПРАВ):

Осуществление освидетельствования ледовых переправ:

Учет ледовых переправ ведется в соответствующих подразделениях ГИМС МЧС России, которые и осуществляют освидетельствование переправы перед вводом ее в эксплуатацию

Освидетельствование ледовых переправ производится как перед их вводом в пользование, так и перед окончанием пользования.

При освидетельствовании проверяется документация на создание переправы, техническая документация, техническое состояние береговых сооружений, укомплектованность оборудованием, аварийно-спасательным имуществом и техническими средствами, организация пропускного режима, выполнение требований по обеспечению безопасности и охраны жизни людей на воде.

Результаты освидетельствования оформляются актом в двух экземплярах, один экземпляр которого передается владельцу переправы или должностному лицу, ответственному за пользование. При соответствии технического состояния переправы установленным требованиям дается разрешение на их пользование, о чем делается запись в акте.

Порядок движения транспорта и нормы перевозки груза и пассажиров устанавливаются организацией, эксплуатирующей ледовую переправу, с учетом ледового прогноза и таблицы максимальной нагрузки на лед, предусмотренных ОДН 218.010-98 «Автомобильные дороги общего пользования. Инструкция по проектированию, строительству и                    эксплуатации ледовых переправ», утвержденными приказом Федеральной автомобильно-дорожной службы России от 26 августа 1998 г. № 228.

Требования к оборудованию и содержанию ледовых переправ:

Оборудование и содержание автомобильных ледовых переправ должны соответствовать следующим требованиям:

у подъезда к автомобильной ледовой переправе выставляется специальный щит, на котором помещается информация: какому виду транспорта и с каким максимальным грузом разрешается проезд по данной автомобильной ледовой переправе и какой интервал движения необходимо соблюдать, а также приводятся извлечения из настоящих Правил;

ежедневно утром и вечером, а в оттепель и днем производится замер толщины льда и определяется его структура. Замер толщины льда производится по всей трассе и особенно в местах, где больше скорость течения и глубина водного объекта;

во избежание утепления и уменьшения грузоподъемности автомобильной ледовой переправы регулярно производится расчистка проезжей части от снега;

граница места, отведенного для автомобильной ледовой переправы, обозначается через каждые 20 - 30 м вехами;

в опасных для движения местах выставляются предупреждающие знаки.

Требования к оборудованию и содержанию ледовых переправ (пешеходных):

Пешая ледовая переправа оборудуется на льду с зеленоватым оттенком с толщиной не менее 12 см, при массовом переходе людей - не менее 25 см.

Вдоль всего пешеходного перехода устанавливаются вехи, расстояние между которыми не должно превышать 10 м.

Ширина пешеходного перехода по ледовому покрытию должна составлять не менее 120 см.

В начале спуска к ледовой переправе устанавливается аншлаг с надписью «Пешеходный переход» и информационный щит с указанием данных организации, оборудующей и содержащей переправу (наименование ответственной организации, фамилии, имена и отчества ответственных должностных лиц, номера телефонов диспетчерской службы).

Спуск к пешеходному переходу оборудуется трапом шириной не менее 120 см. По краям трапа устанавливаются перила-ограждения высотой 100 см. Настил пешеходной дорожки укладывается на поперечины, расстояние между которыми составляет не более 70 см. Длина поперечины -2 м. Торцы досок настила соединяются встык.

Административная ответственность, предусмотренная законодательством Ненецкого автономного округа:

Статья 2.1.18 закона Ненецкого автономного округа от 29.06.2002 N 366-ОЗ «Об административных правонарушениях»

1. Выход на лед водного объекта в период действия запрета, установленного нормативно правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования Ненецкого автономного округа, за исключением оборудованных для этого мест, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

2. выезд на наземных транспортных средствах, за исключением снегоходной и снегоболотоходной техники, передвигающейся по снегоходным маршрутам, организованным в установленном порядке, на лед водного объекта в период действия запрета, установленного нормативными правовыми актами органа местного самоуправления муниципального образования Ненецкого автономного округа, - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от пятисот до двух тысяч рублей.